Над «Лиром» больше не заплачем

Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Ровно год назад на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» Михаил Левитин представил спектакль «Моя тень» по Евгению Шварцу с актером РАМТа Евгением Редько в главной роли. Нынешнего «Лира» труппа театра «Эрмитаж» играет также в стенах театра Петра Наумовича Фоменко, в роли короля Михаил Филиппов — актер театра им. Вл. Маяковского.

И все здесь неслучайно. С ушедшим из жизни два года назад П. Фоменко М. Левитина связывала давняя профессиональная дружба. Первый показ нового спектакля режиссер начал со слов о значительности события: шекспировский «Лир» — веха для каждого театра, но для М. Левитина особенная — время первых итогов. И главную роль в эпохальном для театра спектакле исполнил также большой друг и союзник режиссера — М. Филиппов, для которого это уже не первая совместная постановка с М. Левитиным.

Спектакли М. Левитина последних лет роднит мировоззренческий уход из трагедии в сказочность. Вот и выбор литературного материала таков — шварцовская сказка и шекспировская легенда. «Лира» режиссер мягко, но настойчиво лишил разрывающей сердце трагедийности…

М. Левитин совсем не серьезен по отношению к британскому классику. Так ли уж идеален чтимый веками Шекспир, — задается вопросом режиссер и озвучивает самого ярого обличителя, считавшего поведение героев шекспировских пьес неестественным и безнравственным. В свое время Лев Толстой написал о Шекспире разгромный критический очерк. Режиссер вплетает в спектакль не только слова Толстого о Шекспире (об «отвращении, скуке и недоумении», испытываемых при чтении пьес), но и наделяет графа Кента (Алексей Шулин), ближайшего сподвижника короля, любящего прямоту и честность, нравом и образом графа Толстого — босого и седобородого моралиста.

Так, приемом остранения М. Левитин не только избегает трагедийного пафоса, вводя в спектакль излюбленные комедийные приемы, — реплики в сторону, гротескное укрупнение злодейства, низовую смеховую культуру (выпирающие причинные места герцогов и припухлый, как в водевиле, зад слуги), — но и заставляет нас пристальней вглядеться в судьбу главного героя. Так что же это — «трагедия самодура» или подлинная жизнь, полная ошибок и разочарований?

М. Филиппов играет старика-отца: он мягок и порой беспомощен, как ребенок. Он безоговорочно подчиняется собственным импульсам, увлекается чувством — обиды ли, умиления, привязывается к первому встречному. Он в первую голову отец, а потом уж король. Его королевская мантия родом из сказочного королевства, он снимет ее в порыве гнева («живите без меня как знаете») и наденет к финалу, вернувшись к королевскому трону. Неслучайно в названии спектакля использована инверсия — «Лир король».

Любимую Корделию играет совсем юная Валентина Ляпина, которой отведено произносить лишь служебные ремарки на русском и английском языках, словно научая зрителя новым словечкам — «королевские игры», «детские шалости», «братики-сестрички»… Свою дочернюю любовь она выразит при разделе королевства красноречивым молчанием. В дальнейшем путешествии Лира после несправедливого раздела королевства Корделия незримо присутствует подле короля, то воспоминанием о лучших временах безмятежного отцовства, то воплощенной совестью.

М. Левитин делает акцент на этические основы бытия, пошатнувшиеся в современной жизни. Противопоставление правды и лжи, честности и подхалимства, любви и ненависти, прелюбодейства и верности, — вновь производит эффект глубокого душевного потрясения и неизбежности выбора. Венчает пирамиду переставшая быть антитезой жизни и смерти идея бессмертия, примирения. «Смерти нет» — так обозначена финальная сцена долгожданного воссоединения Корделии и Лира. И вновь М. Левитин выступает сказочником — воплощает высшую идею искусства — пусть и вымышленное, но переустройство мира. Уходит из трагического реального мира в утопию ирреального. Конфликт с зараженным неправдой миром в спектакле разрешается благополучно, как это обычно и происходит в сказке — там, где можно забыть обо всем страшном, плохом и печальном. Там, где овцеобразные обитатели королевства могут превратиться в ангелов. Там, где смерти нет.

Череда смертей в финале так не начнется, и Лир не потеряет своих дочерей. Правда, Корделия так и не вырастет из маленькой девочки. Они с Лиром будто застынут в чьем-то далеком, счастливом воспоминании. И вот такая финальная умиротворенность сейчас гораздо важнее, казалось бы, неизменного очищения через страдание. 

Оригинал статьи




Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990