Колесо Фортуны на свалке войны: «Кураж» Брехта в Москве

Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 13.02.2012
Что можно противопоставить сегодня «нытью» и «чернухе»? От кого получить заряд оптимизма? Ответ: от героев Брехта. На этом строится спектакль «Кураж» в московском театре «Эрмитаж».

Брехтовская драма «Мамаша Кураж и ее дети» (“Mutter Courage und ihre Kinder”) впервые была поставлена в Москве в Театре им. Маяковского в 1965 году. В России ее также ставили в московском Театре им. Моссовета, в Санкт-Петербурге, Красноярске, Новокузнецке, Владивостоке, Назрани. Поскольку нынешний и будущий годы объявлены «перекрестными» годами Германии в России и России в Германии, сейчас интерес к творчеству Брехта (Bertolt Brecht) и, в частности, к «Мамаше Кураж» вспыхнул с новой силой.

Инстинкт жизни

Премьера в московском театре «Эрмитаж», сыгранная 10 февраля, в день рождения Бертольта Брехта, начинается с того, что на сцену по очереди выходят исполнители и начинают весело мычать и хрюкать. Это явная заявка на то, что будет представлен необычный Брехт. Но для постановщика спектакля Михаила Левитина важными стали все же не внешний эпатаж и не сюжет (люди во время войны), а тот кураж, с которым живут герои. «Куража не хватает народу, куража не хватает миру, — говорит режиссер. — Силы жить не хватает всем. Сплошные жалобы, нытье, чернуха». И предлагает подзарядиться оптимизмом и «невероятным инстинктом жизни», которым наделены брехтовские персонажи. Поэтому слово «кураж» вынесено в название и задает тон всему спектаклю (хотя и на афише, и в програмке указано также полное название пьесы).

Действие происходит в XVII веке, во время Тридцатилетней войны. Главная героиня — маркитантка Анна Фирлинг. Свое прозвище она получила за неистребимую витальную силу, за то, что ни под бомбами, ни под пулями никогда не бросала фургон с товаром. Ее роль играет Дарья Белоусова, которая выходит на сцену в строгом черном платье — «классической» одежде ее героини, начиная с цюрихской премьеры 1941 года. Кураж в «Эрмитаже» — женщина сильная, волевая, жесткая, способная бороться с любыми жизненными трудностями. И пожилой, субтильный священник, и мачо Повар цепляются за Кураж, видя в ней женщину с сильным характером.

Да вот беда: такой характер помогает переносить страдания, но не приносит счастья. Куда счастливее оказывается походная проститутка Иветта (Ольга Левитина), примитивная, легкомысленная и очень современная. Вот у кого куража в избытке, даже в финальной сцене, где она, уже ставшая полковницей, предстает расплывшейся бабищей.

Что касается Кураж-Белоусовой, то вектор ее роли направлен в сторону материнства. Два сына и дочь Кураж — настоящие дети войны: отцы их - солдаты, погибшие под знаменами разных армий. Эйлиф (Станислав Сухарев), как и подобает старшему сыну, смышлен, физически развит и, судя по экстравагантной прическе, явно хочет выделиться. Швейцеркас (Евгений Кулаков) — полная противоположность брату и внешне, и внутренне. Он не пригоден к строевой службе, глуповат и по-младенчески честен. Дочь Катрин (Ирина Богданова) с детства немая. Ради детей Кураж готова приспособиться к любым обстоятельствам. Но их самих этому не выучила, стремясь отгородить от правды войны.

Без счастья не спастись

Война проглатывает сыновей, как удав кроликов. Погибают оба. Швейцеркас умирает на колесе фургона. Самого фургона на сцене нет. Есть только его колесо, которое обыгрывается по-всякому: на него кладут, например, походную трубу, и оно превращается в пушку. А когда вдруг колесо само по себе катится из конца в конец сцены, понимаешь, что это — колесо Фортуны. Это не единственная интересная находка сценографа Гарри Гуммеля.

Сценография спектакля по-брехтовски скупа. Вместо кулис — задник из кусков пакли: свалка войны, куда выбрасывают тела братьев, отбросы, в которых копаются бомжи, одни — с оружием, другие — без. Время от времени через сцену проходят инвалиды, жертвы войны, и какие-то люди в гражданской одежде. Беженцы? На одном чемодане написано: «Идем, не зная, куда. Беда». Участвуют оркестр и детский хор: беспроигрышный вариант, используемый Левитиным не в первый раз. Дети поют песни на стихи Брехта, которые заменили зонги, специально написанные для этой пьесы.

Актерского куража достаточно и у Сухарева, и у Кулакова, и у Ирины Богдановой (Катрин), инструментарий которой ограничен — только мимика и жест. Хотя именно язык жестов помогает во всей полноте понять, какая жуткая идет борьба за выживание. Здесь нет возможности перечислить имена всех актеров, хотя добрые слова нужно было бы сказать о многих. Спектакль получился живым и легким. Финал неожидан. У Брехта мамаша Кураж упорно продолжает везти свой фургон по дорогам войны: она так ничему и не научилась (согласно теории «эпического театра», на ее примере должен был учиться зритель). Но Левитин финал изменил, обратившись при этом, кстати говоря, к свойственному «эпическому театру» эффекту очуждения. 

Вместо Белоусовой вдруг появляется другая Кураж — намного старше, в телогрейке. И ее возглас «Возьмите меня с собой!» обращен не к войскам, уходящим в очередной поход (как у Брехта), а к Небу, к которому она воздевает руки. И как апофеоз звучит песня «О счастье» в исполнении всех участников спектакля во главе с режиссером: «Чтобы выжить, необходимо счастье. Без счастья не спастись никому от холода, голода, от людей».

Так чего же все-таки не хватает «народу и миру»? Куража или счастья?


Оригинал статьи


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Колесо Фортуны на свалке войны: «Кураж» Брехта в Москве, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 13.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990