О детях и шутах

Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Московский театр «Эрмитаж» открыл новый юбилейный сезон спектаклем «Лир. Король». Постановка Михаила Левитина в пространстве Сергея Бархина.

Открыв театральной Москве Даниила Хармса, Юрия Коваля, обэриутов, показав, насколько сценичными могут быть стихи Маяковского, превратив повести Маркеса и Домбровского в глубокие, лиричные спектакли, Михаил Левитин сейчас идет по пути классики: на сцене появляются признанные театральные авторы Чехов, Гольдони, Шварц. И вот – в репертуаре Эрмитажа появился Шекспир. 

Режиссер вкратце объяснил это так: «Мы с Михаилом Филипповым (исполнитель роли короля Лира – прим. ред.) в возрасте короля Лира». И если король, смотря на карту королевства, охватывает взглядом свое прошлое, то Михаил Левитин представил публике спектакль, в котором, как на карте, прочерчен путь театра. Постановка становится биполярной – для публики обычной и для тех, кто понимает, знает Эрмитаж. В этой шкатулке с секретом лежит много памятных вещей, любимых, понятных и включающих воспоминания. Мелькнет среди шекспировской трагедии белая овца Хармса, нежность и беззащитность Эрендиры, старенькая шляпа Бога, рыцарские доспехи из «Пира во время чччумы», да и вся сцена, раскрашенная в яркие цвета, словно затянута зеленым плащом печальной Мэри… Одним словом, «Весь этот край обширный, С прохладой рек и пестротой лугов, С полями и тенистыми лесами…» — Театр Эрмитаж.

Что бы там не писал Лев Николаевич Толстой о пьесе «Король Лир» (а отзывался он о трагедии весьма нелицеприятно), перед просмотром спектакля я размышляла вовсе не о качестве шекспировского текста. Мысли занимал вопрос: как соединятся на сцене способность театра Эрмитаж говорить просто о важном и довольно тяжеловесные, временами откровенно безобразные, события пьесы?

По классическим законам школы клоунов, отработанных Левитиным еще в спектакле «Хармс! Чармс! Шардам!», каждый образ спектакля, за исключением, пожалуй, короля, доведен в своих качествах до крайности. Взяв за основу одну-две черты характера, режиссер показывает их словно через увеличительное стекло.

Едва войдя в зал, зритель уже начинает смотреть спектакль: в кресле, застеленном желтой тканью (словно намекающей на золото трона) сидит король Лир. Возле его ног примостилась Корделия. Им не до кого нет дела, они тихо беседуют. Ни дележа королевства, ни семейных склок даже в мыслях нет. Корделия (Валентина Ляпина) очень органично смотрится в своем трогательном платье на фоне ярких декораций, которые напоминают скорее комнату подростка, нежели королевский дворец. Полное ощущение – отец зашел к дочери узнать, как дела в школе, вот-вот дневник проверит…

Любимая дочь короля еще совсем девочка, коса и огромные чистые глаза, в руках кукла с игрушечной короной – молчаливая наивность, детская честность. Тут даже не возникает вопроса, почему на вопрос отца о чувствах она только улыбнется и покачает головой. Не умеет по-другому, не доступна ей пока лесть и фальшь взрослого мира. Режиссер почти полностью лишает героиню слов – Корделия наблюдает за происходящим, комментирует изредка, а шекспировский текст будет произносить лишь во втором действии, когда король окажется на ее территории во французском лагере. Да и тогда не оставит ее детскость: не королева, а так – девочка, играющая в принцессу.

Старшие дочери короля Гонерилья (Дарья Белоусова) и Регана (Ирина Богданова) существуют словно на грани нервного срыва: что еще придумает взбалмошный король, не изменит ли в последний момент свое решение? И какими-то дикими становятся глаза, и гримасы искажают красивые лица. По большому счету, текст тоже становится неважен – на лицах героинь, как нарисованные маски клоунов, застыли одни и те же чувства: циничность, зависть, ненависть. Даже угодливое заискивание перед отцом не меняют их – улыбка еще больше подчеркивает все безобразие происходящего.

Многого я ожидала от роли Шута, ведь по законам школы клоунов Левитина, должно было получиться нечто феноменальное. Но действительность превзошла ожидания. Шут общается в основном с помощью музыки, так как исполняет эту роль Золотой тромбон Европы Элиас Файнгерш. Шутам позволено было то, чего не могли позволить себе многие придворные – говорить правду. В Эрмитаже шут не просто говорит, он в прямом смысле трубит обо всем.

Кому же достанется роль шутов, открывающих глаза королю, если сам шут превращается практически в метафору? Функцию эту режиссер доверяет двум вельможным графам: Кенту (Алексей Шулин) и Глостеру (Александр Пожаров). Они первыми появляются на сцене и вовсе не с текстом Шекспира, а с рассуждениями о пьесе. Тут вспомнят и Толстого, и озвучат «глас народа» устами Шуры Каретного, да и вообще: как мы вляпались в этого Шекспира?! Подобные выходы из образов ждут публику на протяжении всего спектакля. Они не только разряжают обстановку, но и лишний раз подчеркивают особую эстетику театра. Не может «Лир» у Левитина быть другим. 

Доведены до крайних своих проявлений и сыновья графа Глостера (Эдмунд – Станислав Сухарев и Эдгар – Евгений Фроленков). Свои рассуждения о чести, бесчестии и сыновнем долге они активно подкрепляют палочными ударами, представляя на сцене отточенный восточный бой. На лицах – нарисованный грим театра Кабуки, широкие штаны в шотландскую клетку напоминают японскую одежду. Да и где еще искать честь в превосходной степени, как не в Японии?

В спектакле в прямом смысле слова короля играет свита – и сумасшествие монарха сыграно Михаилом Филипповым спокойно, без надрыва. А окружающие своей реакцией, действиями создадут полную картину. Король становится солнцем, вокруг которого вращаются планеты. При этом в нем нет ни властности, ни пафосного величия. 

Финал трагедии Шекспира, сыгранного по традициям школы клоунов, тоже отличается от привычной развязки. Режиссер обрывает действие там, где считает нужным. На первый взгляд создается впечатление, что он полностью поверил словам Толстого о том, что «драма эта неряшливо и дурно составлена и ничего кроме отвращения, недоумения и скуки вызывать не может» и решил прекратить эту канитель. Но остановка эта неслучайна – сюжет завершится именно там, где должен. И забываются смерти героев, желание возмездия, а гармоничным оказывается возврат к сцене, с которой все началось. Отец и дочь, улыбки и радость. Левитину важен момент счастья. И Бог с ним, как и кто умер – было прощение и примирение. Остальное – неважно. А на поклонах все герои пустятся в пляс под задорную мелодию, которую сыграет на тромбоне шут. А как вы хотели? Здесь же школа клоунов!

В любимый театр ходила Наталья Ионова
Фото Кристины Бабаевой, специально для «Театрон»



Оригинал статьи




Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990