Шекспир глазами эксцентрика

«Лир король» в московском театре «Эрмитаж»

Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Первой премьерой еще толком не открывшегося нового московского театрального сезона стал спектакль «Лир король» театра «Эрмитаж» в постановке художественного руководителя театра Михаила Левитина. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 

Здание театра «Эрмитаж» в одноименном саду пока что на ремонте, поэтому премьеру играли на сцене «Мастерской Петра Фоменко». Вообще, решиться, будучи в бездомных скитаниях, на постановку шекспировской трагедии — для театра почти безумие. Но вот ведь и король Лир скитается и тоже сходит с ума (правда, в спектакле Михаила Левитина как раз весь мир, кажется, слетает с катушек, а сам Лир чуть ли не единственный, кто сохраняет здравый рассудок), да и юбилейный шекспировский год ждать окончания строительных работ не будет и постепенно близится к концу, так что предлагаемые обстоятельства благоприятствовали.

Михаил Левитин относится к числу заслуженных мастеров-маргиналов столичного театрального пейзажа. Заглянешь в его официальную биографию — почтенный мэтр, посмотришь на сцену — отважный (если не сказать — легкомысленный) искатель приключений, неутомимый эксцентрик, которого по-прежнему мало заботит, что скажут важные люди про творящиеся на вверенной ему сцене безобразия. На трибуны он не стремится, за наградами не гоняется. Но и о театральной гармонии у него свои представления, а если кто и выходит с его спектаклей с круглыми от недоумения глазами и ощущением, что концы с концами в увиденном ну никак не сходятся, то режиссера вряд ли это огорчит. Ведь мир вокруг столь безумен и страшен, что, сколь необъяснимым, избыточным и беспорядочным ни оказался бы спектакль, до трагических парадоксов реальности ему далеко.

«Лир» Михаила Левитина — сказка для взрослых, которая очень хочет быть страшной, но оказывается смешной и по-театральному нелепой. И декорации Сергея Бархина — будто из далекого тюзовского детства: большой павильон с неправильной, плавной линией стен напоминает о картонном замке, а ярко-зеленый цвет материи, которой «замок» обтянут,— о первых шагах мультипликации, только постигавшей прелесть контрастов: с зеленью конфликтуют красный половик и желтая одежда Лирова кресла. Кажется, сгусти чуть-чуть краски, которыми «нарисованы» в спектакле персонажи шекспировской трагедии,— и они тоже станут анимацией, своего рода антологией, в которой встретились персонажи разных сказок: насквозь искусственные Гонерилья и Регана в черных платьях, только одна говорит высоким кукольным голосом, а другая — мужиковато-хриплым; похожий на Железного Дровосека герцог Корнуэльский; неунывающий шут-музыкант с тромбоном; весь какой-то выкрученный и согнутый Освальд; похожий на физика-туриста граф Кент и на советского управдома — граф Глостер, сыновья же его Эдгар и Эдмунд выскакивают на сцену японскими воинами — с набеленными лицами, с воинственными жестами и с деревянными палками в руках. Почему именно здесь вдруг японцами? Да кто его знает, ответят вам, это же театр. Примерно такой же ответ можно дать на вопрос, зачем нужна отара овец, паровозиком семенящих по сцене. Во-первых, это забавно, во-вторых, Лиру дают напиться молока — рука со стаканом вытягивается прямо из-под шкуры, в-третьих, сбросив шкуры, животные мигом превращаются в эффектных девушек.

Про театр зрителю все время напоминают. Перед началом тот, кому предстоит стать Кентом, цитирует знаменитые слова Льва Толстого, отказывавшего Шекспиру в таланте, а тот, кому предстоит стать Глостером, вообще несет грубую отсебятину. Тут и смерти понарошку. А в один из самых драматичных моментов пьесы Лир просит у зрителя из первого ряда программку и показывает играющему слепого Глостера Александру Пожарову — смотри, мол, ты ж народный артист, то есть играй, но не заигрывайся, театр все это. Сказать, что затеянная Михаилом Левитиным игра помогает сделать какие-то незабываемые открытия или хотя бы радует остроумными неожиданностями, было бы напрасным комплиментом. Три с половиной часа «Лира» пока что кажутся больше испытанием, чем удовольствием.

Наособицу здесь существуют два персонажа: сам Лир в исполнении Михаила Филиппова и девочка Корделия. В первом действии Лир почти не встает с кресла — когда героя нужно увести со сцены, кресло вместе с ним поворачивают, отчего начинаешь тревожно подозревать, что замысел режиссера обслуживает какой-то недуг актера. Во второй части можно вздохнуть с облегчением: Лир становится подвижен и даже непоседлив, словно испытания заставляют его молодеть на глазах. Михаил Филиппов — артист изумительный, что не новость, на него всегда интересно смотреть, но Лир его будто из другого спектакля — может быть, тоже невыдающегося, но построенного по законам здравого смысла. Корделия для его героя — словно переводчица с одного языка на другой в переносном и буквальном смысле: зрительному залу она объявляет названия сцен на русском и английском, кажется самой проницательной из персонажей и все знает наверняка наперед. Папа сочинил для своей девочки эту странную сказку, плохой конец которой заранее отброшен Михаилом Левитиным: финал пьесы отрезан, а с Лиром и Корделией мы прощаемся, когда он умиротворенно, словно напевая колыбельную на ночь, читает дочери слова Шекспира.



Оригинал статьи




Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990