«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции

Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Михаил Левитин — главный театральный специалист по поэтичным и страшным 20-30-м годам ушедшего столетия — поставил очередную собственноручно инсценированную прозу. На этот раз «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского.

Длинный, сложный, многолюдный спектакль — с резким названием «Меня убить хотели эти суки» — представляет собой не только любопытную сценическую версию романа, казалось бы, менее всего предназначенного для театра. Это еще и почти совершенное театральное творение — постановка, в которой каждое слово, движение, образ, звук — необходимы, каждая интонация точна, и ни одна минута сценического времени не пропала впустую. И это, кстати, абсолютно не означает, что публика с пониманием отнесется к немилосердному четырехчасовому хронометражу, а также упорному нежеланию этого режиссера развлекать, упрощать и вообще делать хоть что-нибудь на потребу зрителя. «Люди только мешают…» — таков негласный девиз театра «Эрмитаж». Впрочем, некоторым именно это в нем исключительно нравится.
Парадоксальным образом — как раз люди, которые больше всех всем мешали, особенно милы сердцу Михаила Левитина. Обнаженная душа Марины Цветаевой, ОБЭРИУты и их неудобные стихи и неудобные жизни, Олеша, Бабель, Хармс и еще целая вереница гениальных страдальцев прошла по сцене его театра. Юрий Домбровский, которого сажали, выпускали, снова сажали, а он жил и писал, несмотря ни на что, пока его не убили, — Домбровский просто должен был рано или поздно присоединиться к ним. 
Биографическую прозу, написанную под впечатлением от продолжительного и тесного общения с алма-атинскими следователями и, вообще, от знакомства с советской следственной системой образца 1930-х, режиссер превратил в философский интеллектуальный фарс, в котором страшная реальность прячется под театральной маской и принимает формы причудливого иносказания. Эксцентрика — та краска, которой Левитин всегда умел и любил пользоваться. И на сей раз его путеводной звездой оказался Чаплин, удачно скользнувший со страниц романа в спектакль, ставший его началом и концом, определивший его эстетику — лирическую клоунаду с изнанкой трагедии. 
История об арестованном историке Зыбине, умнице и интеллектуале, вступившем в обреченное противостояние с целым сонмом наделенного властью агрессивного невежества, населена у Левитина почти сплошь фриками, кривляющейся нежитью — грудастым Берией в юбке с похожей на гипертрофированный крысиный хвост косой (Екатерина Тенета), огромным верзилой-переростком с повадками убийцы (Сергей Олексяк), длинным и тощим, как упырь, прокурором (Александр Ливанов) и, конечно, брутальной барышней Тамарой (Александра Володина-Фроленкова), готовой пожрать с костями непокорного подследственного. Единый в двух лицах Нейман-Штерн (Левитин отдал роли следователя Неймана и его брата, писателя от прокуратуры Штерна блистательному Михаилу Филиппову), не теряя связи с этим зверинцем, стоит особняком. Именно он - главный антагонист плененного историка, впрочем, и его, в конце концов, спаситель.
Станислав Сухарев играет Зыбина с тонкостью и силой, достойными Юрия Домбровского. И другой похвалы исполнителю главной роли в этом спектакле не нужно. Горькая насмешливость, несгибаемая воля предельно обессиленного человека, ярость, слабость, упрямство, ум - молодой актер ведет эту роль с ювелирной точностью, хотя при этом не оставляет ощущение, что он бросился в нее с головой и готов захлебнуться в страданиях своего героя.
Целиком обшитая холодной серебристой жестью сцена театра «Эрмитаж» (такого до художника Сергея Бархина с ней, кажется, еще никто не делал) на четыре с лишним часа стала местом утонченных словесных баталий и ожесточенной схватки системы с индивидом. Не только с Зыбиным. С его возлюбленной, красавицей Линой (Ирина Качуро), с его собутыльником и собеседником Дедом (Александр Пожаров), со следачкой Тамарой, оказавшейся, в конечном итоге, просто девушкой, и с Нейманом-Штерном, врагом с человеческим лицом. Сцены допросов сменяют эпизоды из черноморского идиллического курортного когда-то, страшно хлопают жестяные двери, а прямо на пыльном прокуратурном полу свалены горой алые нездешние яблоки. Ко всему прочему, ну да, человек в длинном сюртуке и огромных башмаках посреди круга, оставленного цирковым шатром, и Елена Камбурова с шокирующе неуместной и совершенно магнетической «Чарли Чаплин — заячья губа…» — под занавес. Все это легко могло бы оказаться неудобоваримым винегретом, но оно слилось в абсолютную театральную гармонию. И да здравствует зритель, способный оценить ее по заслугам.

Оригинал материала


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990