Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных

Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Накануне Нового года художественный руководитель «Эрмитажа» Михаил Левитин отметил свое 65-летие на «Ужине с друзьями» в форме театрального капустника.

Нельзя сказать, чтобы это была «смехопанорама», но подтекстов было много, в том числе одесский юмор. Поскольку юбиляр родом из Одессы, а значит – здоровая ирония у него в крови. Сам он тоже здоров, хотя в беседе со мной глотал таблетки от простуды, и я всей душой сочувствовала южанину, так и не приспособившемуся к северному климату. Зато режиссер отлично усвоил, как противостоять окружающей пошлости, ни у кого ничего не
просить, твердо уверовав: сами придут и все дадут. Казалось бы, теперь у него все «о’кей»: знаменитый театр, куда достают билеты заранее, почетные звания, включая народного артиста России. Но неймется одесситу, мало ему изнуряющих репетиций, хочется еще книги писать, причем хорошие – «Лжесвидетель», «Брат и благодетель», «Поганец Бах».
– Михаил, вы единственный из руководителей наших театров являетесь членом Союза писателей. Скажите, как вам удается совмещать писательский труд, требующий одиночества, и публичную профессию режиссера?
– В оппозиции нахожусь к самому себе. В этом вся история. То есть я с собой, как режиссером, нахожусь в конфликте. А потом в конфликте с собой, как с писателем. В буквальном смысле. Мне не кажется, что писательская профессия – это священнодействие. А уж мои любимые писатели, вроде Введенского, обэриутов, писали в непонятных паузах, между непонятно чем. У меня есть время внутреннего накопления, того, что буду писать, причем сознательно я к этому не возвращаюсь, оно происходит на уровне моей органики и в
определенное время. Есть у меня возможность спокойно, без суеты подготовиться к своей книжке? Ну, есть, если считать, что время подготовок моих книжек – вся моя жизнь.
– Когда-то вы написали книгу «Чужой спектакль», где описываете ситуацию приглашенного режиссера, который свое детище отдает в чужие руки. Сейчас у вас
есть свой авторский театр «Эрмитаж», где не только постановки, но и сценарии ваши. Скажите, когда было сложнее работать, тогда или сейчас?
– Скажу честно, тогда, несомненно, было труднее. Но я понимал, что у меня в конце концов будет свой театр и я во многом разберусь.
– А вот та свобода, о которой мы мечтали в период застоя? Она наступила или это только видимость ее?
– Для меня это внутреннее чувство, я всегда был свободен. Легкомысленно свободен и по отношению к творчеству таким остаюсь.
– Как вы считаете, беспредел свободы достиг своего апогея? Почему сейчас дилетантов в творчестве становится все больше и больше?
– Время дилетантов идет от политики. Среди тех же политиков оказалось много нуворишей, быстро разбогатевших и пришедших к власти. Эти люди не успели созреть для той деятельности, которой сейчас занимаются, следовательно, они одобряют то, что им понятно. Им нужно немножко удовольствия в искусстве, какая-то пиар-кампания, которая предъявит им раскрученного человека, и они одобрят его. Дилетантское время возникло по причине огромного количества творцов. Я очень рад, что в нашей стране такое огромное количество режиссеров, но я помню, как нам было неловко демонстрировать себя рядом с настоящими художниками. У нас были авторитеты и традиции, сейчас же их нет.
– Одним из главных для вас авторитетов является Александр Таиров, возглавлявший Камерный театр, ныне Пушкинский, незаслуженно обиженный советской властью. Вы даже написали книгу о его творческом пути и трагической судьбе, получившую премию
Москвы. Вот и портрет Таирова висит над вашим столом. Его давно нет, а вы продолжаете поддерживать с ним духовную связь.
– Это не столько творческая связь, сколько личностная. Я и с женой его, великой актрисой Алисой Коонен, еще мальчиком дружил, когда она осталась одна и больше не переступила порог театра. Камерный театр вошел в меня, как большая несправедливость. Так как я адвокат униженных и оскорбленных в искусстве людей, то у меня в феврале на телеканале «Культура» начнется авторская передача, посвященная «гениям второго ряда», не признанным ни при жизни, ни после смерти. Они очень много сделали для нашей культуры, при этом ничего не делая для собственной славы. Я тоже отношу себя к людям, для которых фраза Юрия Олеши: «Да здравствует мир без меня» – является главной.
– Но ведь в России непризнанные таланты всегда были нормой, может быть, поэтому многие пытаются выдвинуться в лидеры немедленно? Хотя первые ряды занимает шоубизнес.
– По-моему, это целенаправленная политика оболванивания масс. Во-первых, существует голливудский принцип: рассчитывать произведения искусства на пятнадцатилетних, так как, привязавшись к чему-то в этом возрасте, они следуют своему выбору всю оставшуюся жизнь.
Наше телевидение, за редким исключением, тоже следует этой установке.
– Но вернемся к вашему театру, в репертуаре которого так много комедий. Почему критики, директора фестивалей, зная, как сегодня востребован юмор, почти не включают ваши спектакли в свои афиши? Боятся, что ваш интеллектуальный юмор будет непонятен?
– В какой-то мере я для них бесперспективен. Объясняю: им нужны русские «иностранцы», взгляд оттуда (хотя мои книги переводятся на многие иностранные языки). Потом у меня есть одна нехорошая черта – я не люблю, когда мне покровительствуют, в том числе не терплю поддержки, требующей благодарности. Может быть, критики думают: он человек самодостаточный, пишет, ставит, ну и пусть продолжает так себе жить. Неизвестно, что он выкинет, когда мы его возьмем в свою компанию. А я и не пойду в их компанию, потому что у меня есть своя: театр, лучшие писатели и поэты страны, лучшие композиторы: Дашкевич, Гладков, Семенов Андрюша. Я говорю вам это, совершенно не хвастая.
– В спектакле «Капнист туда и обратно», о котором писала наша газета, вы недвусмысленно намекаете, что власть во все времена относилась к служителям Мельпомены как к обслуживающему персоналу. До каких пор это будет продолжаться?
– До тех пор, пока начнут что-то понимать и в искусстве, и в театре тоже. Наверное, они разбираются в финансах, в каких-то отраслях науки, даже владеют словом, но культура остается для них только удовольствием. Не работой ума и сердца, поиска истины, а элементарным развлечением. Они даже не представляют, сколько труда, сил, бессонных ночей требуется для того, чтобы создать по-настоящему художественный спектакль. Слава богу, что пока в московском департаменте по культуре есть люди, помогающие нам. Лично мне нужен только коллектив единомышленников и такой протагонист, как Михаил Филиппов, с которым мы дружим с 25 лет.
– В свое время, когда «Эрмитаж» решили выселить из его здания, ваш коллектив устроил многодневную голодовку. Сейчас в случае подобной акции вы бы решились на такую акцию?
– Я умею защищаться в экстремальных ситуациях, поскольку боец. Тогда было весело сопротивляться. Сейчас – нет. Если меня тронут – я отвечу очень мрачно, но очень сильно.
– Ваша новая премьера называется «Меня убить хотели эти суки» по роману «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Почему вы решили дать спектаклю столь резкое название?
– Это первая строчка из стихотворения Домбровского, и эта фраза полностью выражает драматическое содержание постановки, побуждая каждого человека сопротивляться.
– А теперь давайте от сопротивления перейдем к семье. В ваших детях вы находите свое творческое продолжение?
– Нахожу. Моя Ольга сейчас играет в нашем театре, и она вполне моя в творчестве, в жизни это гораздо сложнее. Миша – замечательно талантлив, но, к сожалению, не чувствует быстроты времени, того, что жизнь уходит. Мне кажется, очень одарена моя семилетняя Машенька. Это совершенное чудо моей жизни, способное к искусству, как никто. Великолепно рисует, написала со мной книжку. Думаю, мои дети будут со мной до конца моей жизни, как папа и мама, которых давно уже нет, но которые не ушли от меня. Я постоянно с ними советуюсь, они мои ангелы-хранители. С годами я чувствую, как передается мне их сострадание к людям.
– А кого больше всего жалко?
– Мою младшую дочь. Я поздно родил ее и обязан быть здоровым и сильным, чтобы помогать ей. Она стоит того.
– Чего вам хочется в новом году?
– Разобраться в сумятице моих чувств. Моя личная жизнь, она такая непоследовательная, такая красивая и такая беспощадная, треплет меня, как суденышко. Я не хочу никого обижать и хочу, наконец, разобраться в себе. Поверьте: я никогда не искал только наслаждений, но мне всегда нужно кому-то посвящать то, что я делаю.

Беседу вела Любовь Лебедина.

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990