«Меня убить хотели эти суки» Ю. Домбровского в театре «Эрмитаж», реж. Михаил Левитин

Живой журнал, 25.01.2011
Пишет Слава ( _arlekin_)
@ 2011-01-25  17:09:00

По моему убеждению еще с филфаковских времен, «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского — лучшая «большая» проза, написанная на русском языке в границах бывшего СССР за всю вторую половину ХХ века, если говорить не о социально-историческом значении книги, но исключительно о ее художественных достоинствах. Я также уверен, что именно в эстетике Михаила Левитина эта проза могла бы быть наиболее успешно освоена театром. Но, к сожалению, результат этого освоения меня разочаровал.
Конечно, сюжет романа привязан к реалиям 1930-х годов. Но Домбровский размыкает сюжетное время-пространство во всемирную историю, у Домбровского оно центробежно, для его героя Александр Македонский — такая же историческая реалия, как Сталин или Гитлер, и неслучайно этот герой — историк, и неслучайно — «хранитель древностей». Левитин, напротив, сворачивает пространство-время в конкретный хронологический период, у него оно центростремительно, этот центр — 1937 год, сюжетные линии накладываются, при таком наложении логично возникают персонажи-двойники, причем, делает он все это осознанно и, следует отметить, последовательно. В этом смысле уместно и переименование спектакля, который озаглавлен строчкой из стихотворения Домбровского, и сценографическое оформление Бархина — застенок из листовой стали, с громыхающими дверьми, с кучами яблок, наваленными по углам, и столом для допроса в центре, и аляповатые неоновые надписи типа «синее море свободы» на заднике. Спорным мне показалось и решение образа главного героя: Зыбин у Станислава Сухарева — полумученик-полуюродивый. Штерна и Неймана играет Михаил Филиппов, они — близнецы-братья. Во втором акте отдельной сценой, за которой наблюдает Филиппов, разыгрывается эпизод из спектакля МХАТа «Очная ставка», подчеркивая лишний раз, что НКВД — «самый пишущий наркомат».
Инсценировка Левитина по структуре намного сложнее, чем роман Домбровского, она изобилует характерными для Левитина композиционными приемами, строится на эксцентрике, зачастую на клоунаде. Некоторые сценки служат своего рода интермедиями, до которых Левитин тоже большой охотник. Многие второстепенные персонажи исполнены в гротескно-фарсовой манере, — но это как раз, скорее, достоинство спектакля. Меня, однако, огорчило, что Левитин, пусть не напрямую, не вульгарно, старается «актуализировать» текст, который в том совершенно не нуждается. Да, история Зыбина может проецироваться сегодня на дело Магнитского или Ходорковского, хотя тут необходимы оговорки и, к счастью, Левитину неинтересны совсем уж прямые аналогии. К тому же отдельные находки в спектакле очень удачны — например, образ румынского коммуниста, который, выйдя из застенка, стоит у моря. В спектакле он на протяжении нескольких часов находится на осветительском балкончике спиной к залу и только в одной сцене, для конструкции романа, пожалуй, ключевой, с крабом, оживающим на свободе, оказывается на авансцене в позе того самого краба. Или невидимая, но то и дело мяукающая кошка. Зыбин притащил и выкормил котенка, и после его ареста кошка стала бродячей, но продолжала приходить к нему под окно запертой квартиры. Кошачье мяуканье неизвестно откуда раздается то и дело, кошку ловят, но не могут поймать. При этом, на мой вкус, бутафорский краб, который тоже становится предметом театральной игры — это уже лишнее. Как и кадры из фильма Чаплина под песенку Камбуровой на стихи Мандельштама в финале. Все это не то что неуместно, но попросту избыточно.

Домбровского «эти суки» все-таки убили, много позже, в совсем другие, казалось бы, времена — что лишний раз подчеркивает точность концепции «Факультета ненужных вещей»: не сталинизм — следствие политики Сталина, но Сталин — порождение вечного «сталинизма», Сталин — фантом, чудовище, рожденное «сном разума», тем вечным сном, которым спят русские, а также вся мировая «прогрессивная» общественность. У Левитина же Сталин практически появляется на сцене во плоти. Роман Домбровского — о свободе внутри человека, спектакль Левитина, прежде всего, — о несвободе вокруг, Левитин говорит про «тогда» и про «сейчас», Домбровский — про «всегда».

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки» Ю. Домбровского в театре «Эрмитаж», реж. Михаил Левитин, Живой журнал, 25.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990