История матери и актрисы

Брехт у Левитина получился абсурдистским, удивительным образом породнившись с Хармсом и Введенским — любимыми авторами этого режиссера

Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
На сцене — то ли выжженный луг, то ли болото с жухлой травой, то ли просто валяется соломенный коврик из обоза Кураж. Все действие происходит на авансцене, а остальное пространство занято огромной решетчатой стеной, оттеснившей всех героев в угол, отгородившей их от простора, света, ветра. Туда, за клетку, в приволье, попадают только после смерти: так, гибнущих сыновей Кураж, укутанных в белые саваны, с размаху швыряют в решетчатый люк на стене (художник — Гарри Гуммель).

Трагедия и ужас войны возрастают в геометрической прогрессии от обыденности происходящего: рутинные смерти и оторванные ноги, холодные окопы и все длящаяся, бесконечно длящаяся Тридцатилетняя война, вопреки — и благодаря! — которой выживают мамаша Кураж и ее дети, торгуя барахлом из своего обоза.

Этот спектакль Михаил Левитин посвятил Любови Полищук — он всегда мечтал, чтобы именно она сыграла мамашу Кураж в его постановке, но - не сложилось. Сегодняшняя Кураж — Дарья Белоусова — играет у Левитина в булгаковской «Зойкиной квартире» Зою Денисовну Пельц. Экскурс в историю театра необходим: Кураж кажется логичным развитием именно Зойки. Ведь эта пьеса была поставлена в середине 90-х на Полищук, которая играла яркую и трагическую, фарсовую, безумную, смешную, трогательную Зойку. После Полищук роль перешла к Белоусовой, которая, не испугавшись блистательной предшественницы, сыграла свою Зойку, красивую, нервную, и - готовую разбиться на куски, будто хрустальный бокал, внесенный с мороза в теплую комнату. Именно этот образ — готового вот-вот развалиться хрусталя, исчерченного невидимыми глазу трещинами — Белоусова под чутким руководством Левитина развила в мамаше Кураж до абсолюта.

Сверкающее стеклярусом черное платье мамаши входит в жуткое противоречие с тонкими руками, с напряженным голосом, с распахнутыми глазами — то круглыми и яростными, как у совы, то полными отчаяния и безысходности, как у загнанного кролика. Странный грим и костюмы подкрепляют и странное поведение — желтый хохолок и дурацкие короткие штанишки у младшего сына, тонкоголосого Швейцеркаса (Евгений Кулаков), козленком скачущего по сцене; разноцветная «индейская» физиономия старшего, Эйлифа (Станислав Сухарев), шатающегося, полупьяного и злого; розовое платье и лохматая голова дочери Катрин, компенсирующей немоту утрированной мимикой.

Не отстают и другие персонажи — потаскушка Иветта с белыми накладными волосиками и красными губками (ни дать ни взять — гейша), гротескная парочка местечковых евреев (Александра Ислентьева и Александр Андриевич), перебивающиеся с идиша на русский. Ощущение горячечного бреда охватывает зрителя вся больше, когда из кулисы в кулису со сводящим с ума постоянством бредут раненые солдаты — кто с перевязанной окровавленной тряпкой рукой, кто — с гремящим жестяным чайником… Будто бы все происходящее — сон, кошмар, рожденный воспаленным воображением Кураж, обезумевшей от постоянного страха за детей, за товар, за жизнь…

В финале хрусталь все-таки лопнет: при виде погибшей дочки Кураж превратится в безумную дикую женщину — без возраста, без имени, без семьи — облаченную в ватник и жуткие опорки. Сходство в чертах, безусловно, есть, но мало кто знает, что актриса Галина Морачева, играющая финальную сцену мамаши Кураж — вне сцены мама актрисы Дарьи Белоусовой. В общем, все здесь построено на безумии и символах, на трагедии и фарсе. И выходящий в финале на сцену режиссер с микрофоном, речитативом выговаривающий слова зонгов, музыка которых написана специально для спектакля композитором Владимиром Дашкевичем, просящий вместе с артистами счастья, чтобы суметь прожить нелегкую жизнь, никого из зрителей не удивляет, точно вписываясь в собственную концепцию. 

Оригинал статьи

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990