Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл

Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
Московский театр «Эрмитаж» приехал на VI Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» впервые. Его художественный руководитель — известный театральный режиссер Михаил Левитин рассказал «Известиям в Украине», почему он боялся гастролей в родном городе, как в 20 лет поставил свой дипломный спектакль в Театре на Таганке с Высоцким в главной роли, и почему стал ведущим на телеканале «Культура».


Спектакль для Михаила Филиппова

Откуда столь смелое название вашего спектакля, который вы показали одесскому зрителю?

«Меня убить хотели эти суки» — это не придуманная мною грубость, а первая строка из стихотворения Юрия Домбровского. Пьеса написана по его роману «Факультет ненужных вещей». Премьера нашего спектакля состоялась в Москве в январе этого года.

Почему именно этот роман, рассказывающий об ужасах 37 года, привлек ваше внимание?

Домбровский — один из моих любимых писателей. И этот роман мне всегда нравился. Вот я и решил написать пьесу для актера Михаила Филиппова. Он одобрил. 

Казалось бы, в таком романе трудно разглядеть драматургию. ..

Для меня главное условие постановки — сложность воспроизведения на сцене. И таких сложностей должно быть много.

Какое мнение о постановке высказала вдова Домбровского? Насколько я знаю, она не участвовала в творческом процессе.

Она не была на репетициях, а после премьеры сказала: «Я с удовольствием посмотрела Левитина. Хорошо, что книга Юрина, но это абсолютно ваш спектакль». Ей понравилось. Она мне предоставила эксклюзивное право на постановку его последнего романа «Рождение мыши».

Вы родом из Одессы. Однако почему за 30 с лишним лет ни разу не привозили свои постановки?

У меня есть ответственность не только перед моей маленькой дочерью, но и перед родным городом. Я боялся, что родные меня не узнают, когда посмотрят мои спектакли. Скажут, что я сошел с ума. У меня были «одесские» постановки по Бабелю: «Мария», «До свидания, мертвецы», «Золотой теленок».

До поступления в ГИТИС имели опыт режиссуры?

Я всю жизнь занимался только режиссурой! В полтора года я заявил маме, что буду клоуном. Уже в первом классе ставили мою пьесу «Чудаки», которую я написал в тетради. Тогда же я открыл телевидение в Одессе, на весь город было 200 телевизоров. Моя мама работала в Институте связи, и мы в Кирхе организовали первую экспериментальную телестудию. Каждое утро, в семь утра, я читал по телевидению стихи. В школьные годы также поставил спектакль «Моцарт и Сальери», он занял первое место в городском конкурсе художественной самодеятельности. Но меня, несмотря на это, выдворили из школы, поскольку я разрушил официальную идеологию. Через много-много лет, завуч этой школы, встретив случайно мою маму на рынке, просила передать мне извинения. До поступления в ГИТИС я закончил театральную студию в Одесском ТЮЗе. 


Высоцкий заимствовал манеру пения у Губенко

Как вам удалось попасть в театр Любимова?

Случайно! Я шел с товарищем, поспорил с ним, что зайду и попрошу постановку. Думаю, свою роль сыграли кураж и самоуверенность. Я поставил дипломный спектакль в Театре на Таганке «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» — пьеса в стихах Петера Вайса. Это был громкий дебют в громком театре! К Юрию Любимову тогда и в качестве зрителя трудно было попасть, невероятная популярность! А я ворвался в этот мощный организм в 20 лет! И мне сразу посчастливилось работать с Губенко, Высоцким, Смеховым, Аллой Демидовой. Самое интересное, тогда в 1968-1969 годах я не понимал, кто такой Владимир Высоцкий. Я слышал только одну песню «А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты». Высоцкий должен был играть черта по имени Ганс Вурст в моем дипломном спектакле. И для меня он был просто артистом.

Он, наверно, проявлял себя как личность?

Мне тогда нужно было придумать что-то свое. И я выработал собственную методику работы с актерами. В театре на Таганке царил дух шпаны: выпивка, мат. Я вошел в театр совершенно иначе. А Любимов говорил труппе (я сам слышал): «Мне стыдно за вас! В театр впервые пришел интеллигентный человек». И вот на первой репетиции с Высоцким, который по виду был каким-то неадекватным, мы долго не могли договориться. Я к нему обращался «Владимир Семенович», а он требовал «просто Володя». В итоге он мне уступил. Пришел и Николай Губенко — босиком, в полотняных штанах. Я стал проигрывать сцену за двоих. Любимов, будучи хорошим артистом, так никогда не делал. Потом они все реплики буквально повторили за мной. И я почувствовал, что они меня приняли. Однако мне не нравилось, как Высоцкий играл у меня.

Кстати, Высоцкий научился пению именно у Губенко. Совершенно твердо говорю: у Высоцкого была манера пения Губенко, он перенял его стилистику, которая была свойственна одесским беспризорникам.

С Любимовым приходилось конфликтовать?

Были творческие споры, но судьба уберегла от катастроф. Он вел себя как художественный руководитель, даже лояльней.

Вы первый, кто поставил Даниила Хармса в Советском Союзе. Как отреагировала тогда публика и критика?

Первый в мире, а не в Союзе, я поставил Хармса! Публика сразу заинтересовалась и поняла его творчество. Очереди на этот спектакль стояли от Садового кольца до театра. Я лично проводил за руку Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой через толпу. Была слава и успех.

Единственную женскую роль тогда играла Любовь Полищук…

Это моя любимая актриса, чудо моей жизни. С ней связано все. Она называла меня своим учителем. И я считаю ее живой! Мы дружили и понимали друг друга, потому что были близкими людьми. Сейчас я занимаюсь постановкой «Матушки Кураж» по Брехту. И спектакль будет посвящен Любе Полищук, так и не сыгравшей матушку Кураж.

Насколько я знаю, была попытка отобрать помещение у вашего театра?

Борьба за наше помещением в саду «Эрмитаж» шла много лет. Я находился под прессом мощного криминала. Под видом капитального ремонта театра (а были выделены огромнейшие деньги на ремонт) должны были его уничтожить и сделать подземный гараж для какого-то строящегося молодежного центра. Я собрал сильную команду из Табакова, Калягина, Миронова и многих других, и мы отстояли театр. Но у нас пока не работает большой зал, там идет ремонт. Играем в малом зале, а также на новой сцене Мастерской Фоменко и в Центре имени Мейерхольда.

На российском канале «Культура» появился ваш авторский проект «И другие». По какому принципу вы отбираете героев своих рассказов?

Передачи «И другие» сняты о людях, которые каким-то образом прошли через мою жизнь. Это первый критерий. Второй — это незаслуженно забытые выдающиеся люди. Уже вышли передачи о режиссерах Игоре Терентьеве, Давиде Гутмане, Леониде Варпаховском, Алексее Грановском, Арнольде Барском, писателе Александре Козачинском, журналисте Михаиле Лоскутове, актере Николае Церетели…



Оригинал статьи

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990