Из выступления на пресс-конференции 24 мая 2011 года

Михаил Левитин, 24.05.2011
Существование нашего театра похоже на роман. Он пишется жизнью. С точки зрения нормального человека, он, возможно, и безумен. Но в театре так бывает. Невероятная история — что нас услышали! Но нас услышали.

Я не мог осознать до конца, что можно разрушить наше театральное здание, а потом его снова построить. Просто отказывался верить!

Напомню вам, что театр должен был быть закрыт на 22 месяца только на аварийные работы, но вполне компетентные люди объяснили мне, что этот ремонт может продолжаться годами. Моей жизни просто может не хватить на то, чтобы конца этого ремонта дождаться.

И тогда мы начали действовать. Общественный Наблюдательный совет, созданный при СТД РФ, в который любезно согласились войти Сергей Бархин, Александр Калягин, Евгений Миронов, Олег Табаков, Владимир Урин и Валерий Фокин — это была хорошая мысль. Если бы не этот совет, скажу я вас сейчас, и невероятно разумное поведение О. П. Табакова, который сообщил нашему новому мэру о своих сомнениях по поводу нашей ситуацией и ситуации вокруг театра «Геликон» Дмитрия Бертмана, мало что бы у нас получилось. Плюс — спасибо прессе, которая нас поддержала. Кроме тех, кто писал, что «все хорошо» или «все плохо». Так не бывает. Спасибо и С. И. Худякову, главе московского Департамента культуры, который в результате наших переговоров вышел на беспрецедентное для себя решение. В чем оно состоит?

На совещании в Департаменте культуры, которое состоялось 19 мая, очень крупная реставрационная организация, Мастерская Андрея Анисимова, который, кстати, был когда-то директором нашего театра, взялась за новый проект реконструкции «Эрмитажа». Здание было обречено, 2 экспертизы прошло, и город уже утвердил проект. Но Андрей Анисимов и его команда, вникнув в проблемы нашего здания, нашего дома, и зная, что здание старое (ему уже 170 лет), предложил «мягкую» реставрацию, по плану которой театр можно было бы не выселять. Пока за нами остаются некоторые офисные помещения в правом крыле и Малый зал, в котором можно репетировать, а также играть маленькие спектакли театра: «Координатор», «Последнее письмо», «Мою старшую сестру» и перенесенные из большого зала «Ивонну», спектакль Алексея Левинского, и «Снимок Бога». Выяснилось, что в старом проекте не была учтена главная ценность этого исторического здания — деревянная конструкция крыши, те самые балки, которые прогнулись и которые журналисты, к нам приходившие, все время им требовали показать. Менять дерево на железобетон оказалось категорически нельзя.

Так что осенью мы будем играть в Мастерской П. Фоменко и Центре Вс. Мейерхольда, плюс — наш Малый зал и репетиции. Театральный центр на Страстном как прокатная площадка отпал, поскольку Департамент настаивает, чтобы мы выбрали здания, находящие в его ведомстве. Всего — 18 спектаклей в месяц. Осенью же мы играем Домбровского («Меня убить хотели эти суки») на фестивале в Одессе, Чехова («Тайные записки тайного советника») — в Баденвейлере, и едем на большие полноценные гастроли в Петербург.

Репетиции спектакля «Лес», которые я начал, откладываются, все-таки я буду сначала выпускать «Мамашу Кураж». Начнется и реализация другого проекта, я называю его «Золотой проект», — постановка недавно опубликованного и малоизвестного произведения Ю. Домбровского «Рождение мыши». Это «роман в повестях и рассказах», как сказано в подзаголовке, связанных общими героями. Роман о любви. Только о любви. В нем будут участвовать лучшие, на мой взгляд, и единственные в своем роде режиссеры моего поколения: Алексей Бородин, Алексей Левинский, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Юрий Погребничко. Хочу еще обратиться и к Валерию Фокину, если это будет ему интересно. Каждый из режиссеров поставит по новелле. Солидарность очень талантливых и лучших людей своего поколения — это великая вещь.

Как мы будем кувыркаться в этой непростой бытовой ситуации реконструкции и ремонта, я пока не понимаю. Но будем — забыв недуги и вспомнив про свои творческие дела. Теперь, когда нам так пошли навстречу (случай небывалый!), нам нельзя проиграть. Нельзя проигрывать, когда нельзя проигрывать!

Я благодарен Сергею Ильичу Худякову за то, что он на это решился. При расставании он мне сказал: «Теперь вы отвечаете за все абсолютно — за это здание, за судьбу театра, за стройку». Я сначала испугался, но потом вспомнил байку своей «подружки» Риты Райт-Ковалевой, которая мне советовала: «Не забегай вперед, добежал до сосны, перемотал портянки — и к следующей сосне». А за лес заглядывать не надо.

Советую всем — не преувеличивать значения неприятностей: они все равно много хуже, чем нам кажется, но тратить нервы на это не стоит. 

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
Из выступления на пресс-конференции 24 мая 2011 года, Михаил Левитин, 24.05.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990