«Он предлагал…»

в газете озаглавлено: «Крестовый поход мамаши Кураж»

Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012

По просьбе автора, статья публикуется без редакторских исправлений. 


Создавая свою теорию эпического театра, Бертольт Брехт составил своеобразную таблицу: признаки различия между драматической и эпической формой. Особый интерес привлекают такие противопоставления: в драматической форме — перенос зрителя в другую обстановку; постановка зрителя в центр событий; стремление заставить зрителя сопереживать; обращение к чувству зрителя. В эпической — показать зрителю другую обстановку; противопоставление зрителя событиям; стремление заставить зрителя изучать; обращение к разуму зрителя.

Таким образом новый спектакль Михаила Левитина в театре «Эрмитаж» — «Кураж» по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» является своего рода иллюстрацией к теоретическим положениям немецкого драматурга. И не просто иллюстрацией — живым и чрезвычайно интересным примером ее воплощения в сегодняшнем театре, где слово «эпический» стало если и не совсем ругательным, то по крайне мере достаточно замшелым.

А спектакль Михаила Левитина (сценография Гарри Гуммеля, композитор Владимир Дашкевич, художник по костюмам Мария Кривцова, художник по свету Евгений Ганзбург) весь обращен в современность, которую мы воспринимаем в его «Кураж» не чувством, а рассудком. Выбрав сегодня из огромного драматургического классического наследия пьесу Бертольта Брехта, которую на протяжении полувека трактовали исключительно как страстное осуждение войны и тех, кто пытается нажиться на ней, Михаил Левитин увидел здесь иное: в каком-то смысле, мы оказались сегодня во времени, куда более страшном, чем война. Там — ты твердо знаешь, где враг, которого необходимо уничтожить. Здесь — выходя утром из дома в мирную городскую жизнь, ты не знаешь, вернешься ли вечером: можешь напороться на нож наркомана, можешь попасть в мясорубку теракта в метро, можешь погибнуть от сосульки, сорвавшейся с нечищеной крыши, можешь умереть или искалечиться под колесами машины, которую ведет человек, купивший водительские права два часа назад…

Этому нельзя противостоять, от этого невозможно защититься, можно лишь испытывать некий кураж — кураж, становящийся волей к жизни, стремлением выжить. А ведь именно в этом — смысл существования мамаши Кураж у Брехта — она не наживается на войне (в отличие от наших военачальников и олигархов), она ездит по военным дорогам со своим фургоном, чтобы просто выжить, прокормить своих детей, что во все времена каждый делал и делает как умеет. Понятно, что в пьесе Брехта, написанной в эмиграции в 1939-м и впервые поставленной в 1949 году, тема войны звучала обостренно, потому что оказывалась еще слишком близка: ожиданием большой войны, ее течением и окончанием была пронизана жизнь зрителей того спектакля. Как остро была она пронизана и социальными проблемами. Сегодня такой спектакль, наверное, многим показался бы скучным, ничего не дающим разуму. А спектакль Левитина заставляет мысль напряженно работать именно в современном, сегодняшнем направлении. 

Первое же появление всех персонажей спектакля из двери в правой кулисе чем-то похоже на дефиле: появляется красивая, роскошная, совсем еще молодая Кураж (ее мощно и ярко играет Дарья Белоусова) в почти вечернем черном платье, с ослепительной улыбкой, следом за ней ее дети — Эйлиф (Станислав Сухарев), Швейцеркас (выразительно сыгранный Евгением Кулаковым), немая Катрин (Ирина Богданова в сцене гибели создает поистиге эпический образ), Повар (Сергей Олексяк играет многопланово и сильно), Иветта Потье (Ольга Левитина создает образ безмятежной куклы, к финалу отяжелевшей и приобретшей черты своего возлюбленного Полковника) и все остальные. Но это дефиле мирных домашних животных — каждый выходит на подмостки с мычанием, хрюканьем, кукареканием, гусиным шипением. Может быть, в обычной жизни они и были бы такими же простыми, незатейливыми? Но им достается другая реальность, в которой необходимо бороться за свою жизнь с рвением отнюдь не домашних, а диких животных…

Фургона на сцене нет, есть лишь одно колесо, которому суждено будет стать колесом пыток для честного Швейцеркаса, но ощущение постоянного движения не покинет зрителя ни на миг — и дело здесь не только в отточенной пластике артистов, но и в самой внутренней пластике спектакля. Михаил Левитин создает это движение всего и вся с помощью кажущейся монотонности исполнителей (это — интереснейший, на мой взгляд, режиссерский прием), особого интонирования слов (все очень быстро, словно взахлеб), сложной ритмической простроенности. Да, местами спектакль кажется несколько затянутым (несмотря на то, что Левитин существенно сократил текст пьесы), уроки восприятия увиденного осознаются не сразу по окончании, но в этом спектакле происходят очень важные для нашего времени осмысления. Сможем ли мы усвоить их выводы?..

И еще один творческий момент кажется мне чрезвычайно важным. Вероятно, режиссер подошел к некоему этапу возвращения, к рифмовке своего сегодняшнего мировоззрения с тем, что волновало, тревожило его много десятилетий назад, в самом начале. Если вспомнить его спектакль «Господин Мокинпотт» в Театре на Таганке — мы обнаружим замечательные эстетические и этические совпадения. Если вспомнить его пронзительный спектакль «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей» по роману Курта Воннегута в тогдашнем Театре Советской Армии, станет очевидным, почему из всех эпизодов войны в «Кураж» он выбирает именно крестовый поход детей с выразительнейшими детскими соло и хором.

И, вспомнив, оценим верность Михаила Левитина самому себе, что сегодня является отнюдь не правилом.

На программке спектакля приведены слова Хайнера Мюллера: «Ставить сегодня Брехта, ничего в нем не меняя, — значит, совершить предательство по отношению к нему». Страстный сокрушитель стереотипов на протяжении всей своей творческой биографии, Михаил Левитин не мог не поставить эти слова во главу угла, задумывая постановку «Кураж». И именно поэтому сменилось название — речь в спектакле не о мамаше, кочующей по дорогам войны, а о нашем мировосприятии и мироощущении. И именно потому появляется в «Кураж» мощнейший финальный аккорд — перед нами появляется постаревшая после гибели детей, потерявшая все Кураж (Галина Морачева напоминает античную маску трагедии), и мы замираем от того глубокого искреннего чувства, без которого, что ни говори, немыслим русский психологический театр.

В одном из стихотворений Бертольт Брехт писал:

       Я не нуждаюсь в надгробье, но если
       вам оно кажется необходимым,
       да будет на нем начертано:
       «Он предлагал. Мы
       принимали его предложенья».
       Эпитафия эта
       почтила бы вас и меня.
                       (Перевод А. Голембы)

Михаил Левитин предложенья принял.


Публикация статьи в газете «Трибуна»


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990