Михаил Левитин: «Женщины понимают легче»

Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
В декабре Московский театр «Эрмитаж» отметит 50-летие, а его худрук и режиссер Михаил Левитин – 30-летие работы в этом театре. В преддверии двойного юбилея о любимых артистах, об обэриутах, о новых спектаклях Левитин рассказал «Театралу».

– За тридцать ваших лет в «Эрмитаже» есть ли изменения в актерской натуре – я говорю не столько о технике, сколько о мировоззрении, осознании профессии?


– Только не в моем театре. Меня каждый раз поражает преображение новых людей, которые моментально пытаются постичь мой язык, язык театра. И делают это так по-братски, сердечно. А тот, кто не пытается или не может, – тот исчезает сразу. Никого не заставляю – просто чувствую, что мне везет, потому что приходят близкие люди. Важный критерий отбора: кто поймет сразу без моих объяснений? Обычно женщины понимают легче, это их свойство.

– Сначала хотела спросить, что такое артист «Эрмитажа», но теперь спрошу – каким должен быть человек, приходящий к вам?

– Удивительно, но я ловлю себя на том, что говорю банальности, но жизнь так устроена, что с возрастом банальные слова оказываются самыми точными. Я беру в театр людей добрых, сердечных, веселых или способных к юмору. И главное – близких в повадках, которых я уже встречал где-то, это как будто люди из моего детства. Это необязательно евреи и одесситы, много русских, а главное – много прекрасных женщин. 

– Вы в детстве уже могли оценить красоту женщины?

– Я влюбился первый раз в пять лет, в мамину подругу, которая делала мне уколы. Я просто беспрерывно объяснялся ей в любви.

– А вам приходилось расставаться с артистами, выгонять их?

– Единожды было, с человеком, с которым у нас сейчас снова хорошие дружеские отношения. Я говорю о Евгении Герчакове, с которым мы работали пятнадцать лет, и вот это расставание меня особенно огорчало.

– Как вы относитесь к словосочетанию, которое критики всегда применяют к «Эрмитажу» – «авторский театр»?

– Любое по-настоящему творческое дело – авторское. Что они в это вкладывают? Если они имеют в виду, что я и пишу, и ставлю – да, это «технический» авторский театр. Если они хотят сказать, что я ставлю свою жизнь, то это не совсем правда, таким театром был театр Эфроса, и никакого другого на моем веку не было и не будет. Если они имеют в виду, что я во всем создаю свой мир, стараясь прибавить что-то к уже существующему до меня театральному бытию, то несомненно. Если же на всем здесь лежит печать личностная – то надеюсь, что «Эрмитаж» — авторский театр.

– Не могу не вспомнить о знаковых для «Эрмитажа» спектаклях «Сонечка и Казанова», «Нищий, или Смерть Занда», где работал Виктор Гвоздицкий. Вы могли сказать о нем – «мой» артист?

– Гвоздицкий – это очень большой артист, с которым была честь работать. Он умел подстраиваться под режиссера, с которым работал, и главное – умел брать лучшее и увлекался головоломками, которые задавали ему режиссеры. Он привнес в мою жизнь виртуозность, но еще и некую инфернальность, которая мне несвойственна. А присказкой в наших отношениях всегда была его фраза: «Обращайтесь к вашему Филиппову». И это абсолютная правда: мой настоящий, подлинный артист, хоть и не работавший со мной 35 лет – Михаил Филиппов, который сейчас сыграл у меня в спектакле «Тайные записки тайного советника». Он мужественный, в нем есть сила, правда и отсутствует желание нравиться. Это основное рабочее мое желание – хотеть покорять и нравиться артисту ни в коем случае нельзя, ведь талант сам по себе неотразим. Однако именно и только Гвоздицкий написал обо мне эссе под названием «Проживает не здесь и вернется не сейчас». Я ему многим обязан.

– «Эрмитаж» всегда славился «обэриутскими» спектаклями: были и есть Хармс, Олейников, Введенский, опереттка-обэриу «Парижская жизнь». И теперь вы репетируете Эрдмана…

– Я не расстаюсь с этими двумя линиями: одна – драматические спектакли, другая – легкомысленная, ноль, пустота, исполненная для меня огромного смысла и обаяния. Эрдман – непостижимый автор, два-три смысловых сдвига внутри слова создают новый образ. Я взял интермедии двадцатых-тридцатых годов, по которым можно проследить, как талант прячется в раковину, чтобы сохранить себя. Многие удивляются, как от смысловых, серьезных вещей можно прийти к тому, что обычно называется чепухой. Говорят: «Левитин поставит телефонную книгу, поставит воздух». Да, я поставлю воздух – потому что считаю, что театр – это воздух. И надеюсь, что веселье пока еще не покинет меня.

Беседовала Анастасия ТОМСКАЯ

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990