«Лир. Король» У. Шекспира в театре «Эрмитаж» На сцене «Мастерской Фоменко», реж. Михаил Левитин

Вячеслав Шадронов, Живой журнал, _arlekin_, 23.08.2014
Уже третий спектакль Левитин делает с Михаилом Филипповым и в значительной мере «на» Филиппова, но в «Короле Лире» выбор исполнителя еще более значим, чем в инсценировках Чехова и Домбровского. Это, впрочем, касается роли не только Лира, но и Корделии, которая в «Лире. Короле» — девочка-подросток, сыгранная юной актрисой Валентиной Ляпиной и так же, как мальчик-подросток Лука в «На дне» Котта (такие вот неожиданные параллели возникают), возраст Корделии на сцене принципиален. Показать дочерей Лира маленькими девочками — такого в театре только русскоязычном и только в обозримом прошлом бывало сколько угодно (от версии с Михаилом Козаковым в театре Моссовета до, прости, Господи, прохановской «Лиромании» с Герчаковым в Театре Луны), но Левитин не ограничивается демонстрацией сестер в юности, чтоб потом вывести взрослых актрис в полноценных ролях, у него Корделия так и не вырастает. Корделия почти лишена реплик, предписанных ей по пьесе, зато она озвучивает, по-русски и по-английски, перебивки-«титры», которые сама же показывает на изнанке половика, лицевая сторона которого занята картой королевства; и она же «дублирует» с английского шута-тромбониста, таким образом на протяжении практически всего представления, кроме некоторых эпизодов второго акта, не удаляясь за кулисы. И пространство Сергея Бархина оформлено под детскую, игровую комнату, в зелено-красном колорите, с желтыми креслом и ширмой, синей боксерской грушей. В драматургии же действа концептуально наличие обыгранных «коверными» (в «основной» пьесе они выступают за Глостера и Кента) цитат из Л. Н. Толстого, отзывавшегося о Шекспире и особенно о «Короле Лире» как о чем-то далеком от искусства, вызывающем лишь «отвращение, скуку, недоумение». Толстовские инвективы задают тон спектаклю — Левитин выстраивает его не то чтоб в полемике с Толстым, а на контрапункте: в самом деле — ведь герои «Короля Лира» поступают нелепо, нелогично, совершают необъяснимые и попросту не нужные поступки, отменяет ли это подразумевающуюся по умолчанию, освященную веками необходимость им сочувствовать, позволяет ли взглянуть на фигуру того же Лира критически? Лир-Филиппов в пиджаке и с тросточкой, французский король, разряженный как опереточный птицелов, гротескные старшие сестры (Дарья Белоусова и Ирина Богданова), их мужья в латах, похожие на железных дровосеков, «кордебалет» из четырех «овечек», наконец, сводные братья Эдгар и Эдмунд в гриме кабуки, с нунчаками, несущие японскую тарабарщину типа «акирокуросава» (но, кстати, Куросава и впрямь экранизировал «Короля Лира», перенеся его сюжет в фильме «Ран» на японскую почву) — это все в подчеркнуто игровом контексте не вызывает вопросов и работает на режиссерский замысел каждой мелочью, вплоть до того, что Регана издевательски играет с ослепленным Глостером в «жмурки». Вопрос у меня остался по поводу того, зачем режиссер все-таки очень долго до определенного момента последовательно, пусть и не в полном объеме, «пересказывает» хрестоматийную пьесу. Все равно его интересует не шекспировский сюжет в целом, а, с одной стороны, характер героя и взаимоотношения Лира с Корделией, с другой — художественный контекст, причем максимально широкий, вбирающий в себя какие угодно, способные показаться случайными элементы. В таком случае изложение событий пьесы выглядит необязательным, тем более, что ближе к финалу Левитин отказывается от него, прекрасно обходясь (и спектакль ничего не теряет) без отравления, поединка и т.п., а Лира с Корделией помещая в совсем уже ирреальное пространство, где смерти нет.

Оригинал статьи




Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
«Лир. Король» У. Шекспира в театре «Эрмитаж» На сцене «Мастерской Фоменко», реж. Михаил Левитин, Вячеслав Шадронов, Живой журнал, _arlekin_, 23.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990