Худрук и труппа «Эрмитажа» отказались покидать театр на время ремонта

Худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин просит построить театру передвижной модуль

Ольга Романцова, GZT. ru, 14.04.2011
Михаил Левитин, художественный руководитель театра «Эрмитаж», рассказал о своих опасениях, связанных с предстоящим ремонтом. Левитин согласен с тем, что здание «Эрмитажа» нуждается в ремонте. Но он считает, что Департамент культуры должен был на это время предоставить театру помещение, где можно было бы постоянно играть спектакли и репетировать. Показ спектаклей на разных сценах, как предлагает департамент, нанесет театру серьезный экономический ущерб. Левитин также опасается, что после ремонта труппа может больше не вернуться в это здание. Департамент культуры высказывает иную точку зрения. 

«Я не против ремонта, я против отношения Департамента культуры к этой проблеме»,- заявил на специально собранной пресс-конференции в среду, 13 апреля, худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин. Пресс-конференция была посвящена ситуации с закрытием здания театра, которому требуется капитальный ремонт. На время ремонта театр должен будет съехать. Признавая, что ремонт зданию театра «Эрмитаж» необходим, Левитин отметил, что его беспокоят «отсутствие подготовки к ремонту театра, внезапность этого ремонта, отсутствие площадки, на которой театр мог бы играть и репетировать на это время».


Внезапный ремонт

Левитин опроверг информацию Департамента культуры о том, что показ спектаклей в большом зале театра «Эрмитаж» может представлять угрозу жизни и здоровью работников и зрителей. «Никакой опасности зрителям нет. Не ищите падающих балок. Может быть, не дай бог, сверху рядом со сценой упадет кусочек штукатурки, а, может быть, никогда не упадет»,- добавил он.

Левитин удивлен тем, как стремительно стали разворачиваться события, поскольку первая экспертиза здания «Эрмитажа», которая подтверждала, что ремонт ему необходим, была, по словам худрука, проведена пять или шесть лет назад по заказу театра фирмой ООО СК КРЕАЛ. Экспертиза доказала, что ремонт нужен, однако «никаких разговоров о ремонте в течение этого времени не велось». Недавно та же фирма, по словам Левитина, снова проводила экспертизу.

Объявив о том, что «Эрмитаж» закрывается на ремонт, представители Департамента культуры, как утверждает Левитин, возглавляющий театр уже 30 лет, не ознакомили его «с проектом этого ремонта». Только утром 13 апреля ему прислали документ, описывающий «последовательность этапов работы».

В этом документе, по словам режиссера, говорится, что ремонт театра будет продолжаться 22 месяца. Это удивило Левитина, поскольку независимые эксперты говорят ему, что «ремонт в общей сложности займет 8-10 месяцев».

Как рассказал GZT. RU источник в театре, буквально несколько месяцев назад в «Эрмитаже» на государственные средства произвели косметический ремонт и поменяли двери.


Минусы кочевой жизни

Прежде чем начать ремонт, Департамент культуры должен был подготовить для «Эрмитажа» помещение, в котором он смог бы играть и репетировать, считает Левитин. До начала ремонта БДТ власти Петербурга предоставили ему два помещения: одно для показа спектаклей, другое- для репетиций, приводит пример он. «Эрмитажу» не было предложено ни одной площадки, на которой театр мог бы играть постоянно.

Худрук «Эрмитажа» пояснил, насколько губительно для любого театра показывать спектакли на 12 разных театрально-концертных сценах, как предложил Департамент культуры. В этом случае «Эрмитаж», как и любой театр, «превращается в кочевой, бродяжнический. Он, не имея никакой базы, играет на чужой сцене и в чужом пространстве. Перевозит декорации, катаясь по ночным улицам в фурах, потому что декорации можно перевозить только ночью».

Еще один минус такого существования в том, что «Эрмитаж», показывающий сейчас 30 спектаклей в месяц, будет играть всего 12 спектаклей. Из-за этого зарплата актеров станет «в три раза меньше, чем сейчас», пояснил Левитин. 


Театральный модуль

Руководство театра «Эрмитаж» предложило свой способ решить проблему с постоянным помещением на время ремонта. Левитин и главный художник театра Гарри Гуммель показали проект театрального модуля. Он сделан по тому же принципу, что и модуль, который был построен во Франции для театра «Комеди Франсез». Пока в основном здании «Комеди Франсез» шел ремонт, все его спектакли показывали в театральном модуле.

Модуль, предложенный «Эрмитажем», повторяет размеры театрального зала и сцены- в этом случае не придется приспосабливать декорации к размерам чужих площадок. Построить его можно будет, по словам Левитина, за 3-4 месяца. Кроме того, после окончания ремонта, модуль можно будет использовать как открытую площадку для показа спектаклей или предоставлять его другим театрам на то время, пока там будет ремонт.

В Департаменте культуры, по словам Левитина, не приняли эту идею, не объяснив причин. 


Причины для тревоги

Левитин объяснил, чем вызвана его тревога по поводу выселения. У него уже не раз пытались отнять здание театра- то самое, в котором играл первые спектакли Московский художественный театр, где Александр Таиров показывал первые спектакли, поставленные с Алисой Коонен, и где был поставлен первый спектакль Сергея Эйзенштейна «Мексиканец».

В первый раз это случилось в 1993 году, когда у театра «взорвали крышу и неизвестные личности с мандатами стали претендовать на помещение, пытаясь выселить нас силой», заявил Левитин. Тогда худрук «Эрмитажа» объявил голодовку, его поддержали Фазиль Искандер, Сергей Юрский, Борис Мессерер, Сергей Соловьев и другие деятели искусства и культуры, и театр оставили в покое.

В 2005 году на Левитина было совершено нападение. Режиссера предупредили, чтобы «он больше в этот театр не ходил». По этому инциденту были возбуждены уголовные дела. «У меня возникла мысль, что все мои попытки в прошлом защитить это здание совершенно безуспешны. Что рано или поздно случится что-то, что не даст мне права показывать в нем спектакли»,- добавил Левитин. 

Актеры «Эрмитажа» и его худрук решили, что не уйдут из театра, когда строители начнут ремонт. «В тот момент, когда в здание „Эрмитажа“ придут строительные бригады, здесь будет вся труппа. Мы отсюда не уйдем»,- пояснил Левитин. 

Сергей Худяков, руководитель Департамента культуры Москвы, назвал тревоги Левитина и артистов «Эрмитажа» «безосновательными», сообщает агентство «Интерфакс». Худяков пообещал, что театр вернется в свое здание не позднее чем через два года.


Пробный камень

«Эрмитаж» — авторский театр, открывший русскому зрителю произведения обэриутов. В последнее время он работает на творческом пике. Ситуация с его ремонтом станет пробным камнем для остальных требующих ремонта столичных театров. Их, по постановлению «О проведении капитального ремонта объектов социальной сферы, находящихся в собственности города Москвы» от 24 февраля 2011 года, тоже должны временно выселить из здания в случае капитального ремонта.

На капитальный ремонт московских театров выделено более 1,2 млрд рублей. В списке нуждающихся в ремонте- филиал театра имени Маяковского, театр имени Ермоловой, Московский драматический театр имени Пушкина, театр Эстрады, театр «Содружество актеров Таганки».


Оригинал статьи

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Худрук и труппа «Эрмитажа» отказались покидать театр на время ремонта, Ольга Романцова, GZT. ru, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990