Пожилой артист и театр нужны друг другу?

Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил ЛЕВИТИН, художественный руководитель театра «Эрмитаж»:

В театре с возрастом не все так просто. Бывает, что молодой артист с начала своей карьеры играет возрастные роли. Считать ли его пожилым человеком при этом? Великая пожилая актриса, как известно, может играть и молодых. Надо только, чтобы режиссер этого хотел и умел сделать ее возраст не главным в роли.

В моем театре пожилые артисты чувствуют себя, я бы сказал, даже слишком раскованно. У меня всегда была теория, что спектакли вместе с нами меняют возраст. И тем не менее приходят другие люди, которыми я увлекаюсь, — молодые.

Кое-кто, кого можно было бы назвать пожилым, не так давно умер. И по этой причине я не могу нашим пожилым артистам, а их 5-6 человек, предложить то, что хотел. В театре сейчас работает артист, который в контакте со мной с 25 лет — Михаил Филиппов. Мы делаем с ним уже вторую роль, и я надеюсь, что у нас сложится долгая творческая судьба. Я буду предлагать ему много. После Чехова мы сейчас репетируем Домбровского «Факультет ненужных вещей». Думаю, что хорошее будущее у Романова и Храпункова, тех, кого можно считать артистами, прошедшими с театром почти столько же лет, сколько самому театру.

Пожилой артист и театр, безусловно, нужны друг другу. Особенно сейчас, когда такая невосполнимая потеря духовности, взаимопонимания, любви в обществе и, естественно, в театре. Ранит невостребованность цельности. Людям не нужна цельность, им нужна популярность. А собравшись вместе в театр, актеры могут предъявить индивидуальность театра. И особенно мощно это делают те, кто с тобой давно и кто давно с тобой искал, чтобы довести твои идеи до мозга зрителей. Долготерпение и верность — самая большая ценность. И ей обладает пожилой артист. Молодые еще неизвестно как повернут. Купит их мир или не купит. Но мне кажется, у меня такие молодые, что их мир, конечно, купит, но еще не скоро.


Светлана ВРАГОВА, художественный руководитель театра «МодернЪ»:

Выдающийся артист никогда не бывает пожилым. Валерий Золотухин, играя у нас в «Счастливом событии», чувствует себя так, как будто ему 20 лет. Зельдин, которому 95, прекрасно чувствует себя в театре. У Веры Кузьминичны Васильевой мы все учимся. Не бывает молодого театра без пожилых. Без помощи, совета пожилых молодой артист быстро погибает, изнашивается, в театре люди учатся от одного к другому. Если нет преемственности — зажечься неоткуда.

И тут парадокс — тело не изнашивается при мощном духе. Душа из тела вылетает и все, конец — понимаете? Когда износилось тело — значит, износилась душа. О проблеме репертуара для пожилых даже смешно говорить: Золотухин в «Счастливом событии» выделывает такие фортели! Он - моложе всех. Старый Лебедев играл в «Холстомере», и никто не знал, сколько ему лет.

Но это редкость. На это способны только выдающиеся артисты. Старость начинается где-то с 50 лет, когда человек духом не артист. Тупым, старым, вялым, с тусклым взглядом человек бывает и в 35. Так что понятие молодости и старости относительно. Я своим говорю: будешь сутулиться — уволю. Неисправимых «внутренних стариков», несмотря на препоны существующего законодательства, стараюсь убирать.

Есть гении, есть талантливые и есть просто артисты. Просто артисты быстро стареют.


Вячеслав ШАЛЕВИЧ, актер, художественный руководитель Театра им. Р. Симонова:

Безусловно нужны. В Театре им. Евг. Вахтангова, где я продолжаю играть, есть спектакль — «Без вины виноватые», — в котором заняты пожилые актеры. Это Юлия Борисова, Людмила Максакова, я, Евгений Карельских, Михаил Воронцов, ну и Евгений Князев тоже немолодой человек. А в Театре им. Рубена Симонова, которым я руковожу, пока нет своих пожилых актеров, на возрастные роли мы приглашаем артистов из других театров. Молодежь относится к ним очень почтительно, с уважением, многому у них учится. За двадцать с лишним лет существования театра бывшие выпускники Щукинского училища, которые составили труппу театра, конечно, повзрослели, но еще молодятся. Мы делаем на них спектакли, правда мало. К таким спектаклям можно отнести «Золотое дно» и «Доходное место».


Андрей ДРОЗНИН, зав. кафедрой пластической выразительности актера театрального института имени Щукина:

Пожилой артист и театр нужны друг другу. Меня очень волнует тема преемственности, наследования, традиций. Многие наши несчастья проистекают от того, что мы отказываемся от памяти и родства, истоков и корней. От этого все становится трагически призрачным, нестабильным. Конечно, не все пожилые актеры являются носителями героического прошлого нашего театра, но многие из них действительно являются его частью. Контакт с этими людьми важнее для следующего поколения, чем для самих этих людей. Театр, если он хочет развиваться и иметь шансы на будущее, должен, насколько возможно, бережно охранять и сохранять пожилых актеров.

Мой последний по времени опыт работы в театре на спектакле Роберта Стуруа «Буря» в театре Et Cetera принес знакомство с петербургским актером (кстати, выпускником Щукинского училища) Вячеславом Захаровым. Если и можно было с кем-то работать в остром рисунке, то с ним. Он в великолепной форме, гуттаперчевый, грациозный. У него нет проблем с главной актерской задачей — «оправдать и наполнить». Он этим превосходно владеет и молодым актерам, вырастающих на кошмарных образцах псевдо-бытового поведения персонажей мыльных опер и ситкомов, очень важно видеть уровень подобного мастерства.

Для молодых общение с пожилым артистом дает понимание, что эта профессия имеет «длину» и продолжение, которое заключается не только в открытии ресторанчика, на содержании которого можно безбедно доживать. Когда я читаю, что Татьяна Самойлова 4 месяца лежала в бесплатной больнице, но все лекарства себе покупала сама и, лежа в больнице, думала, как заработать деньги на лекарства, — мне становится страшно за актеров. Забота о пожилых актерах поможет восстановить достоинство профессии. 

Не менее важно сохранить и некую целостность профессии. Молодой художник может пойти в Эрмитаж, в Пушкинский музей, посмотреть, как это делалось до него, хоть столетия тому назад. А молодой актер может только посмотреть спектакль, идущий сегодня. И ему нужны образцы — как иначе он может профессионально развиваться, расти?

В Америке есть система неприкосновенных профессоров. Расчетливые американцы решили, что имеет смысл сохранить в университетах сотню пожилых профессоров, продемонстрировавших в свое время высокие достижения в науке, и платить им деньги, даже если они впали в маразм. Потому что есть шанс, что несколько из них, действительно великих ученых, смогут оплодотворить еще несколько мозгов до такого же уровня.

Возраст иногда несет выстраданный, осознанный опыт и мучительную потребность поделиться им с кем-нибудь. Пожилой человек может очень много отдать. Грех этим не воспользоваться.


Эммануил ВИТОРГАН, актер:

Пожилой артист, я думаю, — это самое ценное, что есть в театре. Потому что последующие поколения актеров должны понимать, что существует что-то, к чему можно стремиться, чему можно еще поучиться. Должен сказать, что и пожилым артистам неплохо было бы поучиться у молодых, в том числе потому, что школы разные и это даже очень интересно. Театр существует, образно говоря, за счет людей, в нем пребывающих. Люди рождаются, поступают в театральный вуз, приходят в театр. И вот с того момента, как они входят в этот дом, они с этим театром одногодки. Поэтому возраст театра и возраст артиста — он абсолютно одинаков. Давайте пожелаем театру и моим коллегам — пусть они живут вечно. А о тех, кого с нами уже нет, мы сохраним добрую память.


Геннадий ДАДАМЯН, профессор кафедры менеджмента сценических искусств РАТИ:

Любой ответ может иметь кажимость истины, но, конечно, как же театр без пожилых артистов? Если же говорить с позиции отдела кадров, у нас сейчас нет механизма увольнения актеров, и тут есть свое поле проблем.

Я помню, как в 1980 году в Рязанском драматическом театре не было артисток моложе 35 лет. А в эти же годы в Московском ТЮЗе средний возраст артистов был 48 лет. Но без пожилых артистов театр не смог бы все равно существовать.

Кто бы взял на себя смелую роль патологоанатома культуры? У меня был такой случай при советской власти: я поехал в Тбилиси и смотрел «Отелло» Теймураза Чхеидзе. После спектакля зашел к Теймуразу. «Как спектакль?» — «Замечательный. Только я бы назвал твой спектакль „Яго“, у тебя роскошный, прекрасный Яго. Кто это?» «Знаешь, — ответил Чхеидзе, — его до меня лет двенадцать никто не занимал». После этого спектакля началась его звездная жизнь — это был актер Нодар Мгалоблишвили, прославившийся в фильме «Формула любви».

Оригинал материала


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990