Приказано помнить

На канале «Культура» прошел цикл Михаила Левитина «Счастливое поколение»

Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Самый распространенный эпитет к слову «поколение» — потерянное. Его употребляют столь часто, что можно запутаться, впору нумеровать: первое потерянное, второе, третье… Грусть-тоска. Но Михаил Левитин всегда любил шагать не в ногу. Вот взял и назвал свой лирический цикл передач «Счастливое поколение». Вполне возможно, не все его коллеги-«однополчане» с таким определением согласятся. Но, как говорил не то Чук, не то Гек в книжке нашего детства, счастье каждый понимает по-своему.

Программу показывали по каналу «Культура» четыре вечера кряду, поделив на главки. Дань формату, хотя это — монолог, который лучше было бы смотреть подряд, не теряя нить и ритм, чувственную связь с повествователем. Левитин умеет втянуть в свой ритм. И в спектаклях, и в прозе.

Так вот, по Левитину счастье им выпало родиться после войны, пойти в школу после смерти Сталина, в институте учиться в оттепель, а театрами обзавестись при Горбачеве. С датами придется подправить. Тютелька в тютельку они совпадают только в его биографии. Заниматься режиссурой он со товарищи — Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Юрий Погребничко, Алексей Левинский, Алексей Бородин, Лев Додин, Валерий Фокин — начали почти одновременно. Только Левитин, младший в своем поколении, счастливчик, поступивший в ГИТИС мальчишкой, не имея, как, например, Гинкас, опыта войны и гетто или опыта Бородина, родившегося в Китае… Важно здесь, что все они взрослели в недолгие хрущевские времена. Шестидесятников они уважали, но не могли подпитываться их иллюзиями социализма с человеческим лицом, разоблачать плохого Сталина во имя хорошего Ленина. Режиссеры, люди публичной профессии и коллективного труда, они не могли уйти в дворники и истопники, писать в стол для потомков, они уходили, кто как мог, в то, что клеймили в ту пору ругательным словосочетанием «абстрактный гуманизм». Сохраняя человеческое в себе, старались и в спектаклях проявлять человеческое содержание. Копнуть куда-то вглубь или свернуть в сторону от советских пьес и социальных проблем. Интересно, что их спектакли очень трудно поддавались цензуре, в них нелегко было что-то просто убрать, вычеркнуть. Их можно было только закрыть. Левитин смеясь, это сейчас ему смешно, цитирует Романа Карцева, поддразнивающего Мишу за то, что он гордится своими шестью запрещенными спектаклями как правительственными наградами. Такими заслугами разных степеней перед отечеством каждый из них может гордиться. Куда драматичнее история нерожденных спектаклей, погибших замыслов.

Сам Левитин эмигрировал в обэриутство, в 20-е годы и в третьей передаче с упоением рассказывает о том, какое это было счастье. Он воспевает собственное легкомыслие, которое, как ему кажется, «уходит из пальцев». И сетует, что к нему подкрадывается буржуазность. Тут он себе льстит. 

В предыдущем цикле передач «…И другие» Левитин нарисовал серию психологических портретов. В новом цикле только наброски, штрихи, но точные: о мерцающей тайне Алисы Коонен, о даре предчувствия Анатолия Эфроса, о языческой сути Любы Полищук. Его неизменно влекут люди-романы, люди-мифы — Олеша, Шкловский, Завадский, Таиров, Боровский, Фоменко… Не устает повторять, что он «противник забвения». Когда через 12 лет после дебюта ему наконец дали под театр дом с колоннами в саду «Эрмитаж», где показывал свои первые спектакли Станиславский, работал Марджанов, начинал Енгибаров, где на сцену выходил Высоцкий, он понял, что надо научиться договариваться с этими тенями, — и научился. Сегодня, чтобы сохранить свой дом, где уже второй сезон закрыт большой зал, приходится договариваться в кабинетах, хранящих совсем другую память. Но Левитин знает волшебное заклинание «Хармс! Чармс! Шардам!», оно всегда его выручало.

Оригинал статьи




Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990