Батальное Полотно О Любви И Счастье

«Кураж» московского «Эрмитажа»

Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
День рождения Бертольта Брехта, 10 февраля с. г., Московский театр «Эрмитаж» отпраздновал премьерой спектакля «Кураж», поставленного Михаилом Левитиным по одной из самых знаменитых пьес драматурга «Мамаша Кураж и её дети».
Сценография Гарри Гуммеля. Художник по костюмам — Мария Кривцова. Музыка Владимира Дашкевича. Художник по свету — Евгений Ганзбург.
Из-за ремонта большого зала московского «Эрмитажа», премьеру сыграли на Новой сцене театра «Мастерская Петра Фоменко», где пока и поселился этот спектакль.


Он не о политике, а о любви и счастье, противостоящих мерзостям любой войны, несовместимых с ней.

Действие спектакля не привязано лишь к XVII веку, изображённому в пьесе. Шагнув в эпическое пространство, лишённое каких-либо агиток и утверждений «да», «нет», «за» и «против», «Кураж» приобрел объём трёх измерений: прошлого, настоящего и будущего, то есть — изображение и смысл притчи.

Он — сплошная метафора. Этакое эксцентрическое — в левитинском духе! — батальное полотно.

Выстроен он, на мой взгляд, очень точно — и ритмически, и смыслово, и образно, и графически. Без каких-либо переборов. Метафора войны тут — скотный двор (как известно — «все мы немножко лошади»), человеческое стадо на бойне. Война оскотинивает людей, потому персонажи здесь имеют некоторую карнавальную схожесть кто с бараном, кто с петухом, кто со свиньёй… И вновь вспоминается Маяковский, ведь «каждый из нас по-своему лошадь».

Война, как скотину, вырезает людей их же руками под беспечные тирольские напевы, знаменитое очарование баварского колорита. Под музыку войны люди пытаются любить друг друга, но она, их кормилица, воспринимаемая ими данностью и порядком, пожирает и их любовь, единственное спасение человека. И даже те, кто выживут — выхолощены войной.

«Что касается войны, которая есть искусство уничтожать друг друга и изводить наш собственный род, то те животные, которые не знают её, не должны, кажется, особенно жалеть об этом», — иронизировал Мишель Монтень, абсолютно солидарный в этом вопросе с Михаилом Левитиным.

Радуют актёрские работы всех, без исключения, участников спектакля, от заглавной роли, блестяще исполненой Дарьей Белоусовой, а в финале — Галиной Морачёвой, до двух крошечных, великолепно сделанных и, потому, запоминающихся эпизодов Геннадия Храпункова, сыгравшего Старого полковника. Безупречны работы Ольги Левитиной (Иветта) и Сергея Олексяка (Повар). Невероятно смешным получился инфернальный полковой священник Бориса Романова, а немая Катрин Ирины Богдановой выразительна настолько, что этот образ — один из самых говорящих в спектакле и о спектакле. Хороши и сыновья Мамаши Кураж — актёры Станислав Сухарев и Евгений Кулаков и все участники массовых сцен, параллельно сыгравшие по несколько сквозных ролей, то и дело меняющие обличье.

Эффектна лаконичная и многофункциональная сценография Гарри Гуммеля, изобразившего войну гигантской клеткой до небес-колоссников, страшным металлическим скелетом развалившегося маркитантского фургона Мамаши Кураж с высвечивающимися в нём разноцветными лохмотьями её изодранной войной жизни. А рядом катятся по военной дороге сцены его огромные отвалившиеся колёса. Колёса времени от войны до войны. Сценографию Гуммеля дополняют очень стильные и выразительные костюмы Марии Кривцовой.

Торжественно играет военный оркестрик, прославляющий войну и подбадривающий «человеческое стадо» идти на смерть. Или возвеличивающий победу. Под него поют зонги Брехта с Дашкевичем многочисленные маленькие сироты, беспризорники — дети войны. Вот оно — послевоенное счастье, обещанное Мамашей Кураж своей дочке, немой Катрин, геройски погибшей, спасая от неминуемый гибели город. Нищая, изуродованная войной девочка, не раздумывая, приносит себя в жертву из-за любви и сострадания к людям, к детям, которых должны были, вместе со всеми, вырезать враги. Она — единственная в этой трагедии сумела сохранить бескорыстие и любовь, не запятнанные войной.

Эффектно страшен финал спектакля, когда от горя искусительница Кураж резко стареет на глазах у зрителя. Вроде она — лицо, голос, глаза, но - старуха, такое не сделаешь гримом. Фокус Левитина — прост. Он воспользовался схожестью лиц и специфики голосов мамы с дочкой — актрис Дарьи Белоусовой и Галины Морачёвой. Таким образом в спектакле — две Мамаши Кураж, одна постигающая, а вторая — постигшая «счастье» войны.

«Сколько мне ещё понадобится счастья? / Сколько мне ещё понадобится счастья? / Чтобы выжить, необходимо счастье…», — поёт вместе со всеми Михаил Левитин в финале. Ведь он, по собственному определению, тоже «немножко Кураж». Как и все мы, как и все.


Оригинал статьи


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990