«Неладно что-то в Датском королевстве…»

Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Недавняя смена художественного руководителя Театра имени Станиславского Александра Галибина и заявление Юрия Любимова об уходе из созданного им Театра на Таганке вновь обострила вопрос о положении дел в репертуарных театрах России. 

Юрий Петрович Любимов великолепен. Когда он, блистая дивными очами, появляется на телеэкране, «весь как божия гроза», вопрос о том, прав он или не прав, угасает у меня в уме. Я читала как-то, что в годы войны молодой Любимов одно время работал в Ансамбле песни и пляски НКВД в качестве ведущего концерты. Представляете, каков объем жизненного опыта у этого человека в принципе!

Театр на Таганке — детище Юрия Любимова, и мне кажется, он мог бы съесть его с кашей при желании… Уйдет он или останется — в любом случае он имеет право решать судьбу созданного им предприятия. Ничего не поделаешь, когда боги посылают к нам на землю настоящего Создателя театра, с этим приходится считаться.

Мы можем судить и рядить о качестве работ Марка Захарова, Петра Фоменко, Михаила Левитина или Светланы Враговой — но эти люди сами создали свои театры, и поэтому должны находиться на особом положении. 

Совсем другое дело — когда театром руководит назначенец, человек, пришедший со своими идеями и намерениями в сложившуюся исторически труппу. Это, как правило, драма. Исход ее зависит от тысяч обстоятельств.

Вот Александр Галибин — не нашел общего языка с труппой. Возможно, ему надо работать с особенными, «своими», актерами и в другом пространстве. А видавший виды Театр имени Станиславского представляет собой некое загадочное геологическое наслоение окаменевших пластов. Труппа состоит из актеров настолько разнокалиберных и разномастных, что объединить их какой-то общей пламенной идеей, по-моему, вообще невозможно.

Какой выход? Всех уволить, набрать новых?
Здравствуйте, пожалуйста, — а свод законов о труде на что? Театр не только место творчества, но и экономическое предприятие. Есть штатное расписание, план, вал и т.д.

«Неладно что-то в Датском королевстве…» — воскликнул принц Гамлет.

Кто должен следить за положением дел в театре, предотвращая болезненные конфликты, назначая на освободившиеся места перспективных режиссеров, налаживая дело к лучшему? Кто-то должен! Но дефицит квалифицированных кадров в области управления культурой уже на грани катастрофы.

Когда товарищ Сталин 18 раз смотрел в МХАТе «Дни Турбиных» Булгакова, а в театр Мейерхольда не ступал ни ногой, считая, что это пусть товарищ Троцкий туда ходит, все было понятно. А теперь все непонятно, потому что большие люди вообще перестали ходить в театр.

Поэтому у людей в костюмах, управляющих культурой, есть ощущение, что они занимаются каким-то глубоко маргинальным делом.

Нет у них никакой программы. И чувства личного попечения тоже нет. Латают «Тришкин кафтан» — вот здесь умер худрук, назначим такого-то. Почему? Да нипочему, ни с кем люди в костюмах не советуются. В этот театр зритель не ходит, и актеры пишут письма — давайте того уберем, этого назначим. Что тот солдат, что этот. Не справится — снимем… А за всем этим — сломанные судьбы, разбитые сердца, потрепанные нервы и… ухудшение качества театральной продукции. 

Нынешняя волна «актерских бунтов» и лихорадочных смен руководства невольно напоминает то, что было с театрами примерно 25 лет назад (разделение МХАТа, разделение Таганки и многое другое). Тогда театральные волнения совпадали и с волнениями общества, предсказывали грядущие русские бури. Уже тогда, четверть века назад, говорили о срочной необходимости какой-то театральной реформы — которая так и не состоялась.

А тем временем театральные «болезни» из острых перешли в хронические. 

Если человек серьезно и давно болен, то обычно собирается консилиум врачей и, посовещавшись, принимает решение. Но я что-то не припомню за последние пять-десять лет НИ ОДНОГО серьезного совещания или конференции, посвященной репертуарному театру. Чтобы собрались худруки, режиссеры, директора, актеры, театроведы, организаторы театра, чиновники от культуры и - обсудили сложившуюся ситуацию. 

Подумали, к примеру, над опытом оригинального сложения театрального дела, каким обладает «Сатирикон» К. Райкина или «Русская антреприза имени А. Миронова» Р. Фурманова. Поделились своими мыслями и планами. Может быть, составили какой-то меморандум. Разве это правильно, когда о готовящемся законе о театрах руководители крупнейших театральных организмов узнают случайно? А так сплошь и рядом. Неактивен и Союз театральных деятелей — а он мог бы взять на себя миссию организации представительного совещания о проблемах театра.

Чтобы вырастить полноценного худрука театра, этим надо заниматься, продумать целую систему такого выращивания (стажировки, «пробные» постановки до назначения и т.д.). Что-то явно следовало бы поменять и в положении «театрального народа» — то есть актеров. (Ведь, как известно, народ до черты доводить нельзя, его надо кормить и любить!)
Итак: нужна дискуссия о положении дел в репертуарных театрах. Такую ценность мы терять не имеем права — не нами заведено, не нами должно кончиться.

Оригинал статьи


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990