Михаил Левитин: У нас есть просьбы к Департаменту культуры. Просьбы от раненого театра

Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 20.08.2012
20 августа состоялся сбор труппы Московского театра «Эрмитаж».

Накануне корреспондент «ВМ» встретилась с художественным руководителем театра Михаилом Левитиным и попросила ответить на некоторые вопросы, связанные с планами на ближайший сезон.

Михаил Захарович, на сайте вашего театра я узнала, что в вашем театре ожидается премьера «Короля Лира». Шекспировский «Лир» — не самый частый гость на подмостках московских театров…

 — «Король Лир» — пьеса довольно популярная в репертуарах театров. Ее стараются поставить.

Чаще всего «Лира» ставят, когда в труппе есть актер, который «дозрел» до этой роли, которого нельзя оставить без нее. А вы приглашаете, по сути, актера немного со стороны.

 — Актер «немного со стороны» является моим актером примерно с 23-24 моих лет. Актер «немного со стороны» — имеется ввиду Михаил Иванович Филиппов — получил сейчас премию Станиславского за две роли, сыгранные в театре «Эрмитаж», «Золотую маску» за роль, сыгранную здесь же; и, относясь с уважением к своему театру и к своему новому художественному руководителю, он ни на секунду не прерывает связи со мной. Как дружеской, так и творческой. Это огромная связь. Так что Лир у меня есть. Мне даже не нужно было бы ставить «Лира», если бы не было Филиппова — именно Филиппова и только Филиппова. Ведь в Лире всегда есть черты постановщика. Всегда в решении «Лира» есть что-то, связанное с размышлениями о жизни того, кто его ставит, и того, кто играет. Мы с Филипповым думаем и живем одинаково. Я это говорил неоднократно, и он это всегда и всецело подтверждает. Его способ существования тот, которым мы занимались, когда ему было совсем немного лет. Это наш способ существования. Он может работать, где угодно. Я даже рад, что Миша не работает в нашем театре, а то бы я ежедневно чувствовал перед ним огромную ответственность. Сейчас он у меня играет в двух спектаклях и будет репетировать «Короля Лира».

А дочки для Лира уже есть?

 — Дочки есть. Правда, я их не назову. Ведь, как говорил Всеволод Мейерхольд, выдать распределение — все равно, что рассказать замысел.

Значит, замыслом тоже не поделитесь?

 — Не поделюсь (улыбается). Скажу только, что кроме Филиппова будет занята еще одна крупная и интересная личность — шведский музыкант, ставший лучшим музыкантом Швеции в 2006 году. Тромбонист. Уникальный человек, мой товарищ, композитор 50 фильмов, среди которых и картина Ларса фон Триера. Он будет появляться на этом спектакле — будет и играть в нем, и писать музыку к нему. Художником будет Бархин — не больше и не меньше. И скоро я получу последний (на сегодняшний день) макет от этого удивительного, последнего нашего великого театрального художника. Вот, собственно, все, чем я могу поделиться относительно нашего будущего «Короля Лира».

На постановку «Лира» вас подвигла только личность Михаила Филиппова, или же вы именно сейчас находите какие-то точки соприкосновения этого текста с сегодняшним днем?

 — Безусловно. Это тема нашей глупости и тема «ихнего» равнодушия к нам. Вот все это вместе и дает основание сегодня ставить «Лира» тем, кто понимает его глубоко. Ну и любовь, конечно. Все равно главной темой для меня всегда остается любовь. Именно в этом году театр «Эрмитаж» совершенно невероятно стал театром именно любви.

Вы хотите сказать, что в этом сезоне будут и другие пьесы о любви?

 — Конечно. Прежде всего, родится спектакль, которого ждут многие. Дело в том, что у меня в прошлом году была напечатана повесть «Про то, как Вакса гуляла-гуляла, гуляла-гуляла…». Это повесть, которую я написал вместе со своей — тогда еще шестилетней — дочкой. Это повесть для взрослых и детей — наша любовная сказка, наша любовная история. Сейчас она выходит в издательстве «Текст» с рисунками моей дочери. Вот по ней-то я делаю постановку — будет такой док-театр (улыбается): я, моя дочка и моя старшая дочь Оля Левитина будут играть эту «Ваксу».

Это будет здесь в театре на Малой сцене?

 — Да, поскольку, как вы знаете, Большая сцена у нас сейчас — это Мастерская Петра Фоменко (в основном) и иногда — Центр им. Мейерхольда.

В течение всего сезона это будет продолжаться?

 — Да, поэтому и «Лир» будет планироваться там. Знаете, в этом есть даже какие-то удобства, потому что «Лира» будет трудно собрать как спектакль. Ведь в нем будет приглашенный Филиппов, будет приглашенный швед, и там будет, вероятно, приглашенная Корделия. С Корделией, вообще, особая история — не хочу ее раскрывать пока.

А что вы выбрали для первой премьеры сезона?

 — Совершенно неизвестную пьесу Карло Гольдони «Честный авантюрист». Правда, у нас она будет называться «К. Г. Честный авантюрист». Даже не знаю, что это будет, потому что внезапно в течение 10-12 дней в конце сезона я с актерами — совершенно непонятно, каким образом,- сымпровизировал весь этот спектакль. Возможно, сейчас я обнаружу, что ничего там и не сделано, но тем не менее такая премьера будет. Ее можно будет отнести к линии наших легкомысленных и веселых спектаклей.

В «Литературной газете» около месяца назад вышел материал «Будет „Школа клоунов“» — не расскажете об этом поподробнее?

 — Вплотную к нашему театру располагался клуб «Парижская жизнь», который отныне полностью принадлежит нам. Впрочем, он нам и принадлежал. Теперь он будет называться Третья сцена «Эрмитажа» — «Школа клоунов». И там на втором этаже будут идти наши спектакли.

Это случится уже в текущем сезоне?

 — Надеемся, что произойдет это уже после Нового года. Здесь мы будем большое внимание уделять детям — по крайней мере, в первой половине дня. Дело в том, что в прошлом году у нас стихийно образовался английский театрик с маленькими детьми — мы сыграли «Золушку» — и мы решили этот театрик утвердить. Пусть дети тут учатся у наших актеров.

Прийти в эту школу может любой желающий?

 — В принципе, да. Единственное, нужно будет заплатить, потому что все-таки это платный проект.

Если вернутся к третьей сцене, скажите, ее необходимость для театра настолько назрела?

 — Безусловно. Для нас ее появление крайне важно. Во-первых, мы до конца не знаем, в каком варианте будет произведен ремонт. У нас есть свои простые желания, первое из которых — желание «поэтапности», чтобы сначала делалась Большая сцена, а только потом Малая, на которой мы играем сейчас. И тогда, если у нас одновременно будет «Школа клоунов» и Большая сцена, мы сможем существовать, потому что это уже почти театр.

Остается надеяться, что Большая сцена вернется к вам вскоре.

 — Конечно, я жажду Большой сцены. Я без нее пропадаю. Милостью моего покойного друга Петра Наумовича Фоменко и его хороших помощников мы существовали и существуем в его театре. Нас туда впускают так, как будто бы мы - это они. Но сколько же это может продолжаться?

А эта «продолжительность» зависит от Департамента культуры? Он помогает вашему театру или заставляет опасаться за свое будущее?

 — Есть целый ряд крайне важных вопросов, абсолютно не решенных, но они решатся. Сейчас на сбор труппы к нам придет Сергей Капков, и будем думать. Пока я с ним не знаком. Что он скажет и на какие мои вопросы ответит, или не ответит не на какие — это его дело. Но у нас есть просьбы к Департаменту от раненого театра. Театра, лишенного Большой сцены.

На сборе труппы Михаил Левитин огласил все свои планы на сезон и, воспользовавшись присутствием главы Департамента по культуре Сергея Капкова, обратился к нему с просьбой подтвердить «невыдуманность» этих планов. Капков подтвердил. Однако Левитин на этом не остановился. Полушутя-полусерьезно он задал еще один вопрос главе Департамента. Вопрос, в связи с последними событиями в московском театральном мире, волнующий любую труппу Москвы:

 — Сергей Александрович, вы нам желаете добра?

 — Я вам желаю добра.


Оригинал статьи

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Михаил Левитин: У нас есть просьбы к Департаменту культуры. Просьбы от раненого театра, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990