Чтобы выжить, необходимо счастье

Премьера по Брехту в театре Левитина

Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Театр Михаила Левитина в своем репертуаре, хотя и не в своем здании: пока в саду «Эрмитаж» идет реконструкция, часть старых спектаклей и премьеры показывают в театре Петра Фоменко. Первая из премьер, которая случилась с «Эрмитажем» на чужой сцене, — «Кураж» по Брехту. Спектакль сложный, спорный, яркий; в главных ролях — лучшие артисты театра.

Как всегда бывает в «Эрмитаже», половина зала, замерев, вытянувшись по струнке, сливается с происходящим на сцене. Вторая же половина изнывает и хочет домой. Это нормально: абсурдистскую, нереалистическую эстетику театра понимает не каждый. Но есть разница между «непонятый» и «непонятный». И если в большинстве старых спектаклей из «золотого фонда» Левитина вину можно свалить на зрителя, который не хочет раздвинуть рамки сознания, то с «Кураж» произошла странная история. 

«Мамаша Кураж и ее дети» написана Бертольдом Брехтом в 30-х годах и посвящена Тридцатилетней войне, опустошившей Европу XVII века. Михаил Левитин отказывается от политических акцентов, на первый план выходят характеры. Самый очевидный из них — мамаша Кураж в исполнении Дарьи Белоусовой.

Михаил Левитин собирался поставить «Кураж» еще при Любови Полищук, когда она активно работала в театре. Главная роль предназначалась ей  — и, без сомнений, это была бы гениальная мамаша Кураж. Но  — Дарья Белоусова! Она, которой часто выпадают роли сильных женщин, будто создана для этой работы. Изящная, но мощная, с ее знаменитым басом, крупными чертами лицами, размашистыми шагами — да, это она, маркитантка, торговка, прошедшая со своим фургоном всю войну. Белоусова сама, кажется, проросла внутрь мамаши Кураж, взяв от нее кривую полуусмешку и решительность движений. В каких передрягах она побывала, как собирала себя по осколкам, как теряла детей! Как в ужасе искала деньги, чтобы спасти сына, и старалась сторговаться подешевле. Как солдаты разбили лицо ее немой дочери, и Кураж, судорожно обнимая ее, говорит: «Ничего… Ничего! Кость не задета. Через неделю заживет!» И после очередного удара судьбы, стоя уже над трупом дочери, снова говорит: «Ничего… Выберусь… Вытяну!» И дальше: «Чтобы выжить, необходимо счастье. Но, глядя в будущее, с ужасом сознаю, сколько еще мне понадобится счастья…»

В спектакле задействовано много великолепных артистов: Ирина Богданова в роли немой Катрин, Ольга Левитина — противная, манерная Иветта, Борис Романов, обычно предстающий в образе статного старца, здесь играет убогого, нелепого, крикливого и сладострастного священника. Словом, много можно было бы отыскать ярких ролей! Если б не было разбросано столько «мусора» по полотну спектакля. Несомненно, каждая придумка имеет какое-то свое назначение, но редко этот тайный смысл открывается зрителю. Суета, бесконечная череда нелепых движений, вскриков, прыжков, беготни, хрюканья и мычанья забивает ту священную, пронзительную тишину, которую можно и нужно слушать на спектакле Левитина «Белая овца». Конечно, «Кураж» — это Средневековье и война, которая все приводит в движение, но это не значит, что надо постоянно орать, визжать и перемещаться мелкой трусцой. Михаил Левитин — режиссер тонкий, светлый, с изящным, очаровательным чувством юмора, не терпящий никакой неестественности. Что же случилось с ним, если в массовой сцене один из персонажей выходит с ведром, снимает штаны, садится на ведро и начинает мучительно тужиться?

Облегчение и наслаждение наступает, когда рассасывается шебуршение, шелуху сдувает за кулисы, и мы снова остаемся один на один с мамашей Кураж. Она глянет в зал своими огромными глазами, криво улыбнется и скажет: «Ничего… Ничего!»

фото: Михаил Гутерман

Оригинал статьи

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990