Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР

Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
В афише театра «Эрмитаж» появилось неожиданное название «Прооперетту», которое преднамеренно пишется слитно, а это кое-что да значит у режиссера и писателя Михаила Левитина, отлично владеющего русским языком.

Еще он любит играть словами, символами, образами, все подвергать сомнению и ерничать без злого умысла. В общем, Левитин, это человек- оркестр, яркий представитель авторского театра, который вдохновенно сочиняет новые тексты для спектаклей или берет их из своих книг, (на этот раз из «Книги, написанной второпях»), а потом переводит на сценический язык. Конечно же, он обожает удивлять зрителей. Купив билеты на красочное зрелище, где вся сцена была уставлена гигантскими разноцветными букетами, публика поначалу испытали нечто похожее на замешательство и а течение десяти минут не могла понять, какое «блюдо» им предлагают: то ли горькое, перченное, то ли сладкое, приторное. Меломаны надеялись, что им представят забытую оперетту советского периода, выжившую благодаря талантливой музыке, вопреки бросовым сюжетам, где все понятно, как дважды два: «В театр мы не попали, билетов не достали», и Et Cetera. А тут сидят на лавочке четыре скучных типа, четыре соавтора и вымучивают из недр подсознания либретто на производственно тему с привкусом патриотизма, без которого Главлит не пропустит ни одно коллективное сочинение к показу строителям социализма с человеческим лицом. Сам Левитин немало нахлебался от этой партийной цензуры, приводившей его в бешенство, но и с ностальгирующими чувствами тоже не мог расстаться. Ему позарез надо было высказаться, вновь совершить путешествие по местам бесшабашной молодости, а значит и советской оперетты, скрывшейся за поворотом перестройки, которая теперь, по сравнению с шоу – фриками, смотрится не так уж бездарно, скорее смешно и даже мило, напоминая комиксы. Придумать то, конечно, можно все, что угодно, а вот воплотить с помощью артистов, — задача посложнее. И хотя четырех соавторов режиссер наградил разными характерами, начиная с «мрачноведа» (арт. Борис Романов), восторженного поклонника собственной жены с усталой спиной и заканчивая спящим на чужом диване соавтором № 4 (арт. Алексей Шулин), наглядным антиподом соавтора№ 3 (арт. Александр Ливанов), возомнившим себя Дон Жуаном, презирающим верность женщинам, все-таки они были похожи. Приобретенная с годами критика и самокритика тормозила полет фантазии, а внутренняя несвобода рождала комплексы, профессиональную неполноценность. Возбуждались они в редких случаях, когда пропускали по рюмашечке, и тогда в голову лезла разная «ахинея», язык развязывался и вспоминался эпизод, связанный с моргом и соавтором № 4, которому пришлось хоронить незнакомую старушку.

Прямо скажем, фрагмент не для легкого жанра, но и придуманный партизанский отряд тоже как-то не вписывается в наследие кальмановской оперетты… Ну, да Бог с ним, поскольку партия приказала – художник ответил есть, ведь он должен каждый день «чистить» себя под гимном Советского Союза, который трижды звучит в спектакле на полном серьезе, но почему-то в исполнении Александра Пожарова выглядит очень смешно…

Вообще-то в этом спектакле, абсурд, как главная фишка, правит всем, что здесь происходит. Мимо обалдевших соавторов то и дело проносится стайка кокетливых субреток с вихляющими попками, запорожский казак в шароварах проносит на руках томную Марусю, похожую на сломленный подсолнух, трое молодцов, напрягая бицепсы, с трудом поднимают на руках белотелую приму, будто сошедшую с полотен Кустодиева и так далее, и далее. Постепенно ритм спектакля набирает обороты, жизнеутверждающая энергия молодости бьет ключом, и уже неважно, кто кому должен и почему советская оперетта осталась в запасниках. Видимо неслучайно «Севастопольский вальс», который помнят все моряки, а город-герой Одесса – «ты в сердце моем, ты всюду со мной» становятся лейтмотивом спектакля. И все-таки Левитин не мог закончить действие без хохмы, поручив соавтору № 1 самое ответственное задание – придумать название новому коллективному сочинению. Он и придумал : «Пасцышка и пасцых», что в переводе означает «Пастушка и пастух», а если провести параллель, (это уже мои домыслы) — «Свинарка и пастух», которую вы часто видите по ТВ в разделе – доброе, старое кино.


Оригинал статьи


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990