В театре «Эрмитаж» сыграли премьеру со странным названием «Прооперетту»

Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2015
«Прооперетту» – именно так, презирая правила русского языка, называется новый спектакль театра «Эрмитаж», который сыграли на сцене «Мастерской Петра Фоменко». Автор и режиссер спектакля Михаил Левитин посвящает его любви к оперетте, которой ознаменовалась послевоенная советская эпоха, которую разделил и Михаил Левитин, чья молодость пришлась на эти самые годы.

Перед началом спектакля, когда публика уже расселась по своим местам и в зале погас свет, на сцену вышел Михаил Левитин в клетчатой рубашке навыпуск и с бокалом шампанского в руке. Скромно стоя в углу, он сказал, что первый раз выходит на сцену и, наверное, в последний раз выходит, чтобы сказать «спасибо» театру: когда-то Петр Наумович Фоменко сказал, имея в виду Левитина: «Если ему будет плохо, пусть играет здесь». Фоменко умер, но его наследники свято исполняли волю учителя и основателя «Мастерской…». И вот – последний спектакль, последняя премьера на этой площадке, поскольку в октябре «Эрмитаж», здание которого в одноименном саду поставили наконец на ремонт, переезжает на Новый Арбат. Возвращаясь домой, на Большую Никитскую, свою «временную» сцену «Геликон-опера» завещал «Эрмитажу». Такой вот получается круговорот театрального добра в природе. Вернее, в столице.

Еще Левитин успел рассказать, что новый спектакль он хотел назвать «СССР», но ему сказали, что на «СССР» никто билетов не купит, и тогда премьеру назвали так странно – «Прооперетту». Он напомнил имена всенародно любимых звезд советской оперетты Григория Ярона и Гликерии Богдановой-Чесноковой и прежде, чем отпить из своего бокала и покинуть сцену, не без пафоса призвал: «Любите то, что мы любили!»

Надо, наверное, сказать, что странные названия – добрая традиция левитинского «Эрмитажа». «Эрмитаж» Михаила Левитина и начался со спектакля со странным названием – «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов». Можно вспомнить и другие в том же духе – «Суер-Выер» или «Безразмерное Ким-танго». В некотором смысле новый спектакль «Прооперетту» наследует как раз «Безразмерному Ким-танго»: тот спектакль был также посвящен и пропитан не только стихами, но и стихией Юлия Кима, как этот должен был пропитаться любовью Левитина к советской оперетте. К опереттам советских композиторов Шостаковича, Цфасмана, Туликова, Дунаевского, Листова и других; кроме их сочинений в спектакле звучит еще музыка Кальмана, но без Кальмана нет оперетты, а когда восхищаются Яроном с Богдановой-Чесноковой, неизменно вспоминают их дуэт в «Принцессе цирка». Записи эти нетрудно найти, они способны вызвать восхищение и сегодня – тут сошлись комедийный талант и сильные голоса, и танцуют они, как говорится, с любого места…

Так долго говорят «перед спектаклем», никак не подступая к рассказу о премьере, чаще всего когда не хотят обидеть создателей своим разочарованием. Так и есть.

Левитин сочиняет замечательную «рамку» для рассказа о своей непреходящей любви – четыре композитора, соавторы, в программке пронумерованные от первого до четвертого, встречаются, чтобы выполнить задание партии и правительства. Они должны сочинить советскую оперетту. Четыре соавтора – четыре характера… Так должно быть, на деле же характеры пересекаются, повторяются, в итоге больше всего запоминается, конечно, аристократ, пошедший на сотрудничество с советской властью, а может, уже новый советский аристократ – были и такие, – его играет Борис Романов. Остальные – Александр Ливанов, Станислав Сухарев, Алексей Шулин – остаются в памяти отдельными стоп-кадрами, более (Александр Ливанов) или менее выразительной внешностью или – суетой своего героя (Алексей Шулин).

Левитин – сам серьезный мастер легкого жанра, – кажется, хотел сказать как раз об этом: о торжестве беспечности, поддержанной высочайшим мастерством тогдашних советских опереточных звезд, где дурацкие сюжеты не мешали получать удовольствие от замечательной музыки «на те же слова», где эта самая музыка, полная оптимизма и одновременно грустноватой еврейской мелодики, немного дисгармонировала с не всегда радостной советской реальностью… Прекрасный сюжет!

Колхоз, любовь, война, партизанский отряд, герой-летчик – оперетта, которую сочиняют здешние соавторы, эта советская вампука, эта вдохновенная ахинея, по идее, должна была вызывать взрывы смеха в зрительном зале, а вокальные и танцевальные номера, разрывающие «соавторские бдения», – приносить удовольствие. Как могло Левитину прийти в голову ставить оперетту или (тем более!) пародию на советскую оперетту, имея такую непоющую труппу?! Честно говоря, не укладывается в голове. Особенно не поют молодые: голоса срываются, слов не разобрать. Справедливости ради, отдельные шутки остаются в памяти: «Песню об ордене напишу я. Потому что у меня нет ордена», – говорит Соавтор № 1 – Борис Романов. Лучше всего – то есть имея в виду все-таки не оперу, а оперетту – в сегодняшнем «Эрмитаже» соединяет актерское мастерство с необходимыми вокальными умениями Александр Пожаров, недаром носит звание народного артиста. Другие поют совсем не так бодро и не так артистично. Легче всего – имея в виду опять-таки оперетту – двигаются на сцене Романов и Дарья Белоусова. Левитин не раз демонстрировал мастерское умение выстраивать массовку, водить актерские «полки» – так было в «Ким-танго», в давнем спектакле по Жванецкому, так было не раз… Но не в этот раз. В другой ситуации некоторую невнятность сценической истории компенсировал бы боевой задор штатного композитора и завмуза «Эрмитажа» Андрея Семенова, но в «Прооперетту» место за фортепьяно занял Сергей Шахов, лишенный такой харизматичности. Это, конечно, не его вина, но и пользы спектаклю такая замена, увы, не принесла.

Оригинал статьи


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
В театре «Эрмитаж» сыграли премьеру со странным названием «Прооперетту», Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990