ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО

Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
«Моя тень» (модифицированная «Тень» Евгения Шварца) театра «Эрмитаж», первая премьера столичного театрального сезона, продолжила тенденцию последних лет – демонстрацию актерских свершений. 

Когда в полнокровных или схематичных режиссерских построениях сверкает не только техническая оснащенность исполнителей, но бьется живое чувство. В целом ряде театров, в несхожих жанрах, назло невеждам-чиновникам из Департамента культуры на первый план выходит, как и положено на русской сцене, Его Величество Артист.

Героем на сей раз стал приглашенный из Молодежного театра Евгений Редько, сыгравший сразу две роли – Ученого и его Тени, добравшейся до верховной власти в сказочном королевстве. Идея позвать артиста со стороны делает честь постановщику Михаилу Левитину, поскольку у автора главный персонаж – чужак. И труппа, воспитанная в одной театральной вере, встречается с актером, отличие которого читается чуть ли не на молекулярном уровне. Это важно, поскольку Ученый, заезжий историк, полагает, что не имеет права вмешиваться во внутренние дела маленькой страны, и только силою обстоятельств втянут в интригу, где ему приходится занять центральное место. А его Тень, покинув хозяина, становится первым лицом государства.

Евгений Редько возвращает первоначальный смысл понятию сценического перевоплощения. Скромняга Ученый, чья осанка полна достоинства, и его соперник – какая-то ожившая слякоть. Словно два полюса, между которыми не может быть притяжения, крайние ступени на лестнице развития: благородный рыцарь и бескостный урод. Диалоги Ученого и его Тени – с мгновенным перелетом из образа в образ, – почти безукоризненны, но все же здесь проглядывает техника, пусть и виртуозная. У Ученого, при внешнем спокойствии, ощутима бушующая страстность – и вправду веришь, что он способен не только лелеять грандиозную мечту о всеобщем счастье, но упорно осуществлять свою идею. Все испытания, что выпадают на его долю, делают его мудрее, заставляют строже относиться к окружающим и жестче к самому себе, но не способны поколебать человека чести.

Его антагонист, который сделал потрясающую карьеру, суетлив – при всех стараниях выглядеть благополучным, успешным, властным. Человек-Тень на диво жалок, ему даже можно посочувствовать как существу, обойденному судьбой. Нарастание бессилия при лоске внешней респектабельности прослежено артистом тщательно и подано броско. Застывая от ужаса и в упоении от собственной дерзости, помощник старшего лакея (первая должность Тени при дворе), извиваясь, как придавленный червяк, вползает (буквально по полу) в диалог министров. Это его шанс, он должен его поймать, чего бы ни стоило. Чем больше хочется Тени доказать свою значимость – любым способом жениться на принцессе, стать королем, уничтожить (или милостиво простить) бывшего хозяина, чем вальяжнее его повадки, тем очевидней ничтожность авантюриста.

Две полноценные роли, обе мастерски разобранные и вкусно сработанные. Каждая сделала бы честь исполнителю, а уж когда сыграны в одном спектакле, остается только завидовать театрам, где работает Евгений Редько. И радоваться за актеров «Эрмитажа», которые приняли его в команду и сами вступили в творческое состязание. На мой вкус, наиболее точны – гротескны, но и человечны – персонажи у Ирины Богдановой (безвольной, но обольстительной в своей женской слабости певицы Юлии Джули) и Дениса Назаренко (несокрушимый в самодовольстве и цинизме Министр финансов). На подходе к желаемым образам (ведь только первые показы сложного и, увы, долгого спектакля) многие – от замкнутого Доктора у Бориса Романова до томной Спящей красавицы Маины Чижевской. Но все занятые (на поклоны выходит человек 30) сочетают театральность действующих лиц и жизненность типов. В «Моей тени» сценограф Тимофей Рябушинский освободил сцену, подав актера крупным планом. И все исполнители, что появляются за полупрозрачным занавесом, а подчас и стремительной вереницей вырываются на авансцену, – не массовка, но масса, на улице, на пляже или во дворце. Каждого признаешь лично виденным или знакомым. В данном случае мастерство, открывающее море ассоциаций с действительностью. И не стандартные фразы из блогов, но отточенные мастером афоризмы: «Зачем воскрешать хорошего человека? – Чтобы плохой мог жить». И тогда ясно изменение, внесенное постановщиком в название: «Моя тень» обращена к тем, кто понимает искусство сцены и правду современности.


Оригинал статьи


Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990