Михаил Левитин: «Пусть молодые до должностей доползут кровью»

Худрук театра «Эрмитаж» — о том, почему власти не должны «дарить» театры, и вторичности современных новаторов

Алла Шевелева, «Известия», 22.08.2013
К открытию сезона московский театр «Эрмитаж» приурочил выход в свет спектакля «Моя тень» по знаменитой пьесе Евгения Шварца. Накануне премьеры на сцене «Мастерской П. Фоменко» корреспондент «Известий» Алла Шевелева встретилась с худруком театра и режиссером постановки Михаилом Левитиным.

— Чем обусловлен выбор пьесы-сказки?

— Спектакль не похож на сказку, у нас получилась то ли притча, то ли сказание. У зрителей должно возникнуть ощущение, что они присутствуют при невероятном, но реальном и весьма жестком действе.

Наш спектакль называется «Моя тень», и это принципиально. В последнее время я ощущаю муку в связи с гнетом тени, когда ты подчиняешься чужим законам или боишься, что они вторгнутся в твою жизнь. Это состояние, если хотите, мании преследования, когда на твою внутреннюю свободу идет покушение. 

В постановке использована музыка Петра Тодоровского (его семья разрешила мне пользоваться всеми его записями), она привносит в спектакль дополнительное обаяние и неожиданные жесткие мотивы. Кроме того, я таким образом отдаю дань памяти другу, Петру Фоменко.

Когда основную сцену «Эрмитажа» признали аварийной, Петр Фоменко сразу позвал нас к себе. Более того, он свои спектакли снимал, а мои ставил. Это был жест человека, с которым мы сорок лет дружили. Для меня его уход — огромная потеря. Сейчас я чувствую доброжелательное отношение и директора театра Андрея Воробьева, и худрука Евгения Каменьковича. В начале сезона я звонил Воробьеву и сказал: «Может, прекратим эту комедию?» Но он ответил: «Что вы, что вы, это наш долг!».

— Почему на главную роль вы пригласили актера РАМТа Евгения Редько?

— Редько — мой любимый рамтовец, грандиозный артист, абсолютно свой. Он очень профессионален, опытен и внимателен. И мне, и труппе иногда нужен свежий интерес. Если со стороны приходит человек значительный, он создает дополнительное напряжение в работе.

— На основной сцене театра «Эрмитаж» идет ремонт. Окончание близится?

— Ремонт еще не начинался. Я его все время оттягиваю. Не могу уйти, боюсь оставить здание театра. Есть два плана. Согласно одному, ремонт планируется завершить через шесть месяцев, согласно другому — через год.

— Ваше волнение понятно. Сколько лет вы ведете борьбу за здание в саду «Эрмитаж»?

— Эта война длится 30 лет, и если честно, я уже жалею, что мне досталось это место. В разное время угрожали по телефону моей семье, нападали на меня, я был вынужден ходить с охраной, взрывали крышу театра — словом, делали все, чтобы я убрался. Правда, у меня есть сильная поддержка в лице Олега Табакова, Александра Калягина, Жени Миронова. Создан наблюдательный совет за ремонтом театра. Я благодарен судьбе, что эти люди поддерживают меня.

— Сад «Эрмитаж» сильно изменился. Как воспринимаете нововведения?

— Перемены меня давно не раздражают. Главное — пройти сквозь толпу к театру и начать репетировать. Я не знаю планов Сергея Капкова, хотя просил его помощников включить нас в размышления по поводу реорганизации. Каждый раз меня ждут новости. Например, повесили большой экран. Говорят, будут транслировать оперу. Или начали книги продавать. Как я могу плохо к этому относиться?

Только я бы хотел, чтобы это было место не для 15-летних. Им нужны парки. А сад «Эрмитаж» — сад с невероятной культурной историей, традициями и тремя театрами. Принимается ли это во внимание или нет, не знаю, я не посвящен.

— Какие работы планируете выпустить после «Моей тени»?

— В будущем году буду ставить «Лира» с Филипповым, Сергей Бархин уже сделал макет. До этого выпущу еврейский спектакль по Зингеру (название не скажу — боюсь, стибрят), на малой сцене выйдут «Леля и Миня» по Зощенко. Потом буду ставить спектакль по Ильфу и Петрову. Андрей Тупиков, пасынок Фоменко, поставит у нас спектакль «Фокусник». Почти готова моя постановка по прозе Енгибарова.

Театр так много работает, что даже министр культуры задал нам вопрос: «Я же вас собираюсь ремонтировать, куда вам столько спектаклей»? Я ответил, что если любовный акт происходит, я всегда стараюсь сохранить ребенка, то есть по возможности — рожать.

— Грядет театральная реформа. Вы за или против?

— Я причисляю себя к архаистам-новаторам. В свое время я был авангардистом, но с течением времени пришел к мнению: нужно оставить в покое русскую культуру, хватит над ней издеваться. Ничего нового еще никто не придумал, все открытия были сделаны еще в 20-е годы ХХ века.

Мне не нравится сегодняшнее отношение к возрасту. Я моложе 20-летних, надеюсь, во всех смыслах. Правильно сказал Валерий Фокин, что в 70 лет Джорджо Стрелер делал то, что и не снилось нашим мудрецам. В департаменте культуры я сказал: «Пусть молодые до должностей доползут кровью, потому что мы все ползли». Поднялся шум: «Как вы можете так говорить?». Но это профессия, в которой нужно пройти через кровь и боль.

У меня нет к молодым никакой неприязни. Они начинают и пусть идут. Я 12 лет был не в штате театра. Гинкасу шесть лет не давали работать. Это плохо, нехорошо, но пригодилось. Жизнь приучила нас страдать и через этот путь идти.


Предать иль не предать?

Сценическая история «Тени» началась с ленинградского Театра Комедии, для которого пьеса-памфлет и была написана. В 1940 году ее поставил Николай Акимов, после чего дважды обращался к этому произведению. 

Эффектный сюжет об ученом, которого вытеснила его собственная тень, дважды экранизировался. В 1971 году в одноименном фильме играли Олег Даль, Анастасия Вертинская, Марина Неелова, Андрей Миронов и Людмила Гурченко. В 1991 году Михаил Казаков поставил музыкальную картину «Тень, или Может быть, все обойдется», доверив главные роли Константину Райкину и Ларисе Долиной.

Как и многие пьесы Евгения Шварца, за 70 с лишним лет «Тень» не утратила актуальности, обретя дополнительный объем. В трехчасовом полотне, названном «Моя тень», Михаил Левитин все аллюзии на современность усилил, доведя до гротеска узнаваемые типажи и характеры.

Самые сильные сцены постановки — те, где тот или иной персонаж принимает решение: предать или не предавать свои идеалы. Предавших в итоге большинство, а единственный честный человек отправляется на казнь благодаря своей собственной тени.

Боль Левитина не вместилась в трехчасовое действо. До начала представления воинственно настроенный худрук обратился к публике с речью, в которой пожурил не приходивших в его театр доселе и воспел преданных поклонников. Для «не своих» зрителей он пояснил, что сочинил спектакль под воздействием страха перед силами, которые пытаются разрушить его жизнь.

Поэтическая сказка Шварца в заданной трактовке лишилась легкости. Даже симпатичные герои превратились в дерганных зловещих марионеток, снующих по сцене без всякого повода. Людоеды защелкали зубами, пылкая Аннунциата обратилась в истеричку, колоритные министры — в бывших урок. На фоне бегающей массовки, где главных героев не отличить от студентов РУТИ, приглашенный на главную роль из Российского молодежного театра Евгений Редько выглядит сверхпрофессионалом.

Актер играет сразу две роли, в бешеном темпе меняя маску за маской. Застенчивый обаятельный Христиан-Теодор противостоит своему двойнику Теодору-Христиану. Завертываясь в королевскую мантию, Редько ведет диалог с самим собой, словно Гамлет, а кружась по сцене с зеркалом, спорит со своим отражением.

Невольно закрадывается мысль, что из «Тени» Левитина мог бы получиться неплохой моноспектакль. Актеру удается держать внимание зала в гордом одиночестве. Он единственный в этом спектакле не кривляется, а перевоплощается, в то время как его партнеры ограничиваются ужимками и прыжками.


Оригинал статьи

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Михаил Левитин: «Пусть молодые до должностей доползут кровью», Алла Шевелева, «Известия», 22.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Убитые судьбы, Антонина Крюкова, Газета «Трибуна», № 28, 21.07.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
А ВЫ СМОТРЕЛИ?, Ольга Иванова, Литературная газета, 6.07.2011
Устные рассказы Михаила Левитина, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 14(967), 07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Президенты флюидов, Алла Боссарт, Новая газета, № 69, 29.06.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Пожилой артист и театр нужны друг другу?, Театрал. № 11 (77). Рубрика «Тема», 1.11.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Михаил Левитин: «Женщины понимают легче», Анастасия Томская, Театрал, 1.12.2009
Михаил ЛЕВИТИН: «Я занят только детством», Анна Горбашова, Профиль, № 3 (606), 2.02.2009
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Радио Культура — «Действующие лица», 18.03.2005
Михаил Левитин в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», передача «Дифирамб», 9.10.2004
Драматургические игры режиссера Михаила Левитина, Геннадий Демин, Театральная жизнь, 2004, № 3, С. 55-56, 2004
Легкие люди, или Бог, Дурак и Стерва, Дарья Маркова, журнал «Знамя», № 11, 11.2003
Михаил Левитин. Еврейский бог в Париже, Дарья Маркова, «Знамя», № 11, 11.2003
Механизм стихии, Светлана Епифанова, «Театральная жизнь», 1999, № 1, 1999
О ПЕТРЕ ФОМЕНКО, Михаил Левитин, «Театральная жизнь», № 10, 1990