Без шулерства

Гоголевские «Игроки» в театре «Около дома Станиславского»

Итоги, 9.04.2007
Скромность — дело, конечно, хорошее, человека украшает. Вот только в театре все не так. Там скромность, сдержанность и немногословие художнику часто боком выходят. Вот, к примеру, режиссер Алексей Левинский. О нем мы уже не раз писали, он к тому повод дает, спектакли раз за разом выпускает, не так давно в Театре им. М. Н. Ермоловой премьера была, теперь вот в театре «ОКОЛО». Человек он интеллигентный, начитанный, тонко чувствующий и бесконечно деликатный. Собой никого не обременяет, к «ОКОЛО» душой прикипел — там тоже высовываться не любят. Делают свое дело, а об остальном не заботятся ничуть. Вот и получается, что театральный процесс, по центральной дороге вперед несущийся, без них обходится. На премьерах три с половиной критика, особо добросовестных, никакой шумихи по телевизору, ну и так далее. Меж тем к событиям причисляют бог знает что или плачутся по поводу их отсутствия, а хорошие спектакли (в данном случае Левинского) не то чтобы не замечают, но в расчет не берут. Говорят — ах, плохо у нас дело с режиссурой, два-три модных имени и все, ставить некому, профессия уходит. Но вот вам — режиссер. Не модный, правда. И, увы, в этом все дело. На шумное и яркое всякий взор обратит, не захочешь, а придется. А в спектакли Левинского вглядываться надо, инерцию преодолевать, нюансы и подробности улавливать, это вам не фастфуд: заглотнул — и порядок.

Не знаю, событие ли спектакль «Игроки» в театре «ОКОЛО», но это очень хороший спектакль. Ясный, внятный, смешной и бесконечно грустный. «Боже, как грустна наша Россия!» — воскликнул Пушкин, прочитав гоголевские «Мертвые души». То же самое можно и об «Игроках» сказать. Пьесу эту, кажется, все знают, а Левинский ставит ее так, будто она была вчера написана, не успела штампами обрасти. Сколько раз знаменитые артисты, звезды, текстом упиваясь, разыгрывали эту историю о том, как карточного шулера Ихарева обвели вокруг пальца еще большие шулера, компания пройдох. Актеры театра «ОКОЛО» — легко догадаться, не звезды и даже не знаменитости — известными приемами не оперируют, на сцене не красуются, гениальный текст выше себя ставят и играют все как один отлично. Режиссер подробнейшим образом излагает здесь историю абсолютно тотального обмана. Тут такой головокружительный круговорот в природе происходит, что вывод очевиден: в России, как сказано в пьесе, всякий или проигрывался, или намерен проиграться. Свои «Мертвые души» (тоже, заметим, об афере речь) Гоголь назвал поэмой, и его «Игроков» Левинский прочел, как поэму. У него картежники обманывают друг друга не из подлости натуры, а потому, что душа просит. Горит душа артиста, выхода требует, что у Ихарева (Анатолий Егоров), что у Утешительного (Алексей Мишаков) со Швохневым (Владимир Богданов). Все во фраках, собранны, время от времени степ бьют, разминаются. А лица печальные — вроде знаем, что дурно поступаем, но ведь упоение-то какое, каков полет, душа, изволите видеть, дрожит. Один Псой Стахич Замухрышкин, чиновник, в игру замешанный, чего стоит, такого ведь выдумать надо, прелесть что за имя. Ну да, в конце Ихарев, ошарашенный, восьмидесяти тысяч лишенный, едва не плачет, так что ж. Привыкнуть пора, и не такое в нашей жизни было. Чему удивляться, все мы - игроки.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова