Офелия гибла и ела

«Ивонна, принцесса Бургундская» в театре «Эрмитаж»

Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
Интерес к творчеству польского классика XX века Витольда Гомбровича пробудился у нашего театра сравнительно недавно. До падения коммунизма эмигрант Гомбрович входил в число авторов, для исполнения на советской сцене, мягко говоря, нежелательных, а вот за последние годы постановок одной только «Ивонны, принцессы Бургундской» можно припомнить как минимум четыре.

Первым российским интерпретатором пьесы стал, кажется, Олег Рыбкин, новосибирский спектакль которого в 1999 году был номинирован на «Золотую маску». В прошлом году «Ивонну» ставили Павел Сафонов в Центре Мейерхольда и Юрий Урнов в Театре наций, а теперь до той же самой бургундской девушки добрался режиссер Алексей Левинский. 

От предыдущих интерпретаторов Левинский отличился тем, что обнаружил в своем спектакле наиболее филологический подход к тексту Гомбровича. О том, что в этой пьесе-параболе, написанной в 1938 году, можно проследить целый ряд параллелей с шекспировским «Гамлетом», писали, в принципе, многие исследователи, но Левинский весь этот филологический комментарий попросту взял да и ввел в ткань спектакля.

Начать хотя бы с перечисления действующих лиц в программке. У монарших особ аккуратно изъяты данные им при рождении пьесы имена, и ничто не мешает теперь предположить, что Короля (Геннадий Храпунков), Королеву (Дарья Белоусова), Принца (Арсений Ковальский) и Камергера (Олег Заболотный) не зовут, например, Клавдием, Гертрудой, Гамлетом и Полонием соответственно. Тем более в той же программке обнаруживается еще и такая же толпа бродячих актеров, как в «Гамлете», — причем приглашенная, как вы догадываетесь, ко двору исключительно по воле режиссера. Временами исполнители начинают вообще заговариваться и сознательно перемешивать текст двух пьес. Припомнит, например, король Игнаций, как много лет назад утопилась обесчещенная им девушка — и на сцену тут же выскочит кто-нибудь с монологом Клавдия «Удушлив смрад злодейства моего». Забредет принц Филипп в опочивальню королевы-матери, а балбес-комментатор уже тут как тут: «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты».

Анемичной девушке Ивонне при таком раскладе, разумеется, отведена роль Офелии. Придумка Гомбровича заключается в том, что, хотя Ивонна главный персонаж пьесы, актрисе, играющей эту роль, текста не требуется учить почти вовсе. Аутичная принцесса почти все время молчит и именно этим особенно раздражает окружающих, провоцируя их то на оправдывающийся монолог, то на странный поступок. Фактически это лишь кукла, что подчеркнуто и замедленной пластикой актрисы Ольги Левитиной, и присутствием настоящей куклы в человеческий рост, которую немилосердно таскают по сцене: лица у нее нет, но зато одета точь-в-точь как Ивонна. Надо сказать, что функционально Ивонна для Гомбровича — это даже не Офелия, а скорее замена «Мышеловки», сыгранной при дворе Клавдия. Перефразируя монолог Гамлета, автор мог бы сказать: «Я этой Ивонной, если план мой верен, прощупать совесть короля намерен». При виде Ивонны, которая упорно молчит, а порой начинает меланхолично напевать странные песенки (Левинский использовал в спектакле песни своей матери Ганны Грановской), обитатели бургундского двора начинают вспоминать самые черные свои делишки и в конце концов, не сговариваясь, решают ее убить. Укокошить костистыми карасями, которых подадут Ивонне на праздничном приеме: впечатлительная девушка согласно абсурдистской логике пьесы непременно растеряется и поперхнется рыбьим хребтом.

Спектакль Алексея Левинского хорош уже тем, что абсолютно прозрачен во всех своих намерениях. Но ровно этим же он, собственно, и нехорош. Недоуменный вопрос «что хотел сказать режиссер?» возникнуть здесь не может, но уж слишком быстро в этой «Ивонне», отягощенной филологическими комментариями, считываются смыслы. И после этого, воля ваша, следить за приключениями бургундской принцессы делается уже не так интересно.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова