Скоморох-философ

Алексей Левинский создал уникальный театр русского абсурда

Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Алексей Левинский ни на кого не похож. Актер, режиссер, педагог, создатель собственной студии «Театр», которая (единственная из всех рожденных в конце 70-х) уцелела, несмотря ни на что.

Как никто другой хранящий секреты мейерхольдовской биомеханики, он всегда был на обочине и при этом — в самом центре театра. Его путь — мужественный, отрешенный, одержимый и, на удивление, свободный. Кажется, не было ни одного искушения, которому бы он поддался из соображений выгоды, предавая свою собственную индивидуальность.

Окончив актерский факультет Школы-студии МХАТ, он стал параллельно заниматься режиссурой и в созданной им студии впервые в Москве поставил и тайно играл запрещенную пьесу Беккета «В ожидании Годо». Все, кто видел этот спектакль в репетиционном зале Театра Сатиры (там его батюшка работал директором и,видимо, потому «недоглядел», разрешил невозможное), навсегда унесли с собой память о виртуозном постижении формы и сути беккетовского шедевра. Там было все — и прежде всего невероятное соединение русской актерской школы с лаконичностью, сухостью и остротой ирландского автора. Это было сочинение, о котором можно с полной ответственностью сказать, что лучшего Беккета русский театр так до сих пор и не имеет.

А до этого была невероятная работа над «Гамлетом» (с нее в 1978 году и родилась студия), потом — серия экстраваганций на темы Чаплина. Потом — увлечение народной драмой и классической русской литературой, «Лодка» и «Преступление и наказание». Через тайны биомеханики, через невиданные тогда в русском театре упражнения великого мастера Левинский творил свой уникальный театр, где буддийская отрешенность и беккетовское отстранение соединялись со скоморошными тайнами русских забавников.

Начиная с 1987 года Левинский удерживал свою группу в рамках Театра им. Ермоловой, а потом, когда с российской театральной карты исчезли все экспериментальные и лабораторные образования, нашел себе единственно возможное пристанище — в театре Юрия Погребничко «Около дома Станиславского».

Там он сыграл роли, каждая из которых могла бы быть отмечена самой высокой наградой. В спектакле «Нужна драматическая актриса» он сыграл Несчастливцева так, что донкихотская бесстрашная удаль, меланхолическая тоска русского Гамлета, беккетовское чувство абсурда и буддийская отрешенность сплавились в нерасторжимый и единственный в своем роде сюжет.

Вместе с Погребничко он сочинил еще один актерский шедевр: в спектакле «Предпоследний концерт Алисы» сыграл кэрролловскую героиню. Его Алиса — это эссенция русского абсурда во всей его возможной полноте.

В сущности тот же, доведенный до предела, сюжет играют они (на этот раз оба) в спектакле Погребничко «Русский дворянин — семинарист и гражданин цивилизованного мира». Он сочинен из тех страниц романа Достоевского «Бесы», в которых речь идет о самоубийстве Кириллова. Два дворника, как они обозначены в программке, два главных протагониста Театра «Около» — Юрий Погребничко и Алексей Левинский с восхитительной простотой и свободой, полные юмора и веселой серьезности, соединяются в элегантном дуэте, в котором страшные мысли одновременно смешны, грандиозны, нелепы и необходимы бедному человечеству, зашедшему в очередной цивилизационный тупик. Два философских клоуна, два просветленных, два дзенских учителя, они не учат, но попросту ввергают в состояние свободы. Красота этого дуэта состоит еще и в том, что в маленьком эпизоде встречаются два безусловных мастера, два основателя родственных театральных школ. Русский абсурд, соединенный с восточными религиозными практиками, в их лицах дарит публике тот опыт просветления, с которым они, быть может, иначе никогда бы не познакомились.

А Левинский, которому (как с изумлением узнал автор этих строк) исполнилось 60 лет, продолжает сочинять свой театр — в маленьком зале Театра им. Ермоловой, в «Около», в собственной студии, которая уже несколько лет как живет в Филипповском переулке. И от этого — радостно жить многим, кто верит в театр как в путь, а не в продукт рыночной экономики.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова