Погребничко в Стране чудес

«Гамлет», «Три сестры». татаро-монголы, эсэсовки, советские песни и три чеширских кота

Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Впервые выдвинутый на «Золотую маску» Юрий Погребничко сразу ее и получил. Причем в номинации «Приз критики». Вскоре после фестиваля в Театре «ОКОЛО» вышла его новая постановка — cпектакль «Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес (по мотивам сказок Льюиса Кэрролла)». Легко догадаться, что здесь будут петь — у Погребничко всегда поют. Но у его спектаклей есть и иные родовые признаки.

Это очень личные истории, и их подлинный главный герой — сам режиссер; то, что он имеет сообщить публике, не связано с четко и последовательно выстроенным сюжетом. Погребничко берет свое всюду: у Чехова и Володина, у Саши Соколова и Булата Окуджавы. И в результате появляются очень трогательные, лиричные, иногда удивительно глубокие спектакли. Режиссер вроде бы говорит о своем, он как будто не пытается умствовать, но в его работе отражается целая эпоха… А бывает и так, что этого не случается и премьеры Погребничко сводятся к тому, за что их любит публика камерного Театра «ОКОЛО»: очарование маленькой, любовно сделанной вещи, теплота, странность, Окуджава, Галич, Саша Соколов.

«Предпоследний концерт…» очаровательный спектакль, но проблемы, свойственные театру Погребничко, видны в нем очень хорошо.

Здешней Алисой стал Алексей Левинский, тонкий артист и замечательный режиссер: седой, сутуловатый, немолодой, обаятельный человек спрашивает обитателей Страны чудес и Зазеркалья, как ему, собственно, попасть домой. Встречающиеся на его пути несуразности печальный странник Алиса принимает без удивления. 

Несуразностей здесь и впрямь достаточно: чеширских котов три — один щеголяет в полевом камуфляже с погонами, второй в пестрой военной форме тридцатых годов, третий в задрипанном пальтеце. Труляля, Траляля и Треска обернулись стройными и подтянутыми эсэсовками; теплую компанию дополняет Мужской квартет: певец во фраке и три страхолюдных татаро-монгола. Полная и улыбчивая Королева Ольги Бешули азартно рубит головы, робкий и благовоспитанный Король Константина Желдина шарахается от сутуловатого Чеширского кота с двумя кубиками в красных петлицах (Валерий Прохоров). С текстом Кэрролла переплетаются «Гамлет» и «Три сестры», татаро-монголы и картинно выпячивающий грудь человек во фраке поют советские песни, в финале появится та, кого они призывали.

На сцену выйдет трогательная и робкая девочка в розовом («ах, эта женщина в окне…»); на милом ребенке и мешковатой Алисе зажгутся простенькие елочные гирлянды, и зал, вдоволь наумилявшийся абсурдистскому и в то же время пленительно домашнему юмору Юрия Погребничко, растрогается окончательно…

Но главного все же не произойдет.

Если бы спектаклю удалось до конца вытянуть свою ноту, если бы режиссер был чуть-чуть точнее, все — и мундирные чеширские коты, и страхолюдные монгольские певуны, и Окуджава, и Саша Соколов — сработали бы так, как это бывает у Погребничко.

Комок в горле, мысли о себе, ощущение того, что спектакль рассказывает о памятном тебе времени, будь то семидесятые, как во «Вчера наступило внезапно», или семидесятые в «Странниках и гусарах»… Но волшебство не состоялось, и сразу стала видна технология — виртуозное (и несколько однообразное) умение рассмешить и растрогать, доведенные до совершенства постановочные приемы. Театр «ОКОЛО» убеждает зрителя в том, что тот пришел не в театр, а в гости: это обжитой и уютный дом, окутывающий публику своей теплой, приветливой аурой. Но главного не произошло, и знающий Погребничко зритель замечает, что здешние амплуа строятся как система повторяющихся из спектакля в спектакль масок, а финалов у «Предпоследнего концерта» три.

В Театре «ОКОЛО» вышел трогательный, теплый и смешной спектакль. Публика, исправно заполняющая его крошечный зал, наверняка полюбит и чеширских котов, и Алису. Но история о смешном и нелепом человеке, заблудившемся в причудливом, состоящем из советских мифов и штампов мирке, не стала тем, чем могла бы стать, милый анекдот не превратился в притчу. Юрий Погребничко наверняка рассчитывал на другой результат — умение умилять и развлекать для него далеко не главное.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова