Оборотни в калошах.

«Смерть Тарелкина». Театр имени Ермоловой

Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
В спектаклях Алексея Левинского зрелище, как известно, далеко не первостепенный элемент. Его творения практически всегда камерны, неброски и очень сдержанны — с постановочной, сценографической и актерской точек зрения. В этом же ключе выдержан и спектакль «Смерть Тарелкина», представленный на Малой сцене Театра имени Ермоловой.

Здесь главное — атмосфера и настрой вполне определенного характера: густая и грубоватая аура тюремных застенков. Явно отечественных, причем из тех, что на все времена, — Левинский не грешит почтением к точной хронологии. Та часть крохотного зальчика, что отдана подмосткам, затянута мрачным серым холстом с нарисованными на нем зарешеченными окошками (сценография Виктора Архипова). В наличии также — грубо сколоченные лавки и табуреты того же цвета, из которых можно выгородить «сцену на сцене» и соответственно представить себе, что данное представление — продукт тюремной самодеятельности.

К подобным ассоциациям провоцирует и то, что в действе Левинского участвует некий Хор (в прямом и театральном смысле этого слова). Квартет заключенных-комедиантов (Надежда Борисова, Василий Борисенко, Андрей Попов и Лидия Шубина), обряженных в кожанки, тельняшки, ватные штаны, калоши и картузы-береты, вооружившись нехитрыми музыкальными инструментами, периодически выдает публике классику городского и блатного «шансона» — от «Кирпичиков» с «Бубликами» до «Гоп со смыком». Актеры вообще в этом спектакле должны как-то «раздваиваться»: представлять известных героев Сухово-Кобылина и одновременно автономно существовать в заявленной гротесково-тюремной атмосфере.

Но режиссерские приемы подачи пьесы публике и этим не ограничиваются. Тут есть и своеобразный кукольный театр, когда поставленные друг на друга лавки образуют ширму, а герои, подобно петрушкам, показываются над ней. Кукольные ручки в перчатках подают необходимые по ходу дела атрибуты, как то рюмка водки или соленый огурец, наколотый на вилку. Есть и по-балаганному прямые обращения в зал. Вообще лица актеров, порой отрешенные, порой заинтересованные, почти всегда повернуты к публике, так что себя можно ощутить прямо каким-нибудь присяжным заседателем, которому немедленно дЧлжно вынести свой вердикт. Чего мало, а вернее, практически совсем не наблюдается, так это традиционной «психологии», — на импровизированных подмостках существует представление в очищенном виде.

Левинского, вероятно, не слишком волнуют подробность и последовательность перипетий мрачноватой комедии Сухово-Кобылина. Он многое купирует в тексте, нанизывая блики-эпизоды на игровой стержень. Главное в этом действе — конечно же, тема оборотничества. Быть может, поданная не столько в глобально-философском смысле, сколько идущая на привязи недавних отечественных реалий. Здесь не только Тарелкин (Андрей Калашников) согласно сюжету оборачивается в Копылова, а Варравин (Александр Ковалев) — в капитана Полутатаринова, но и некоторым другим актерам доверено на время сменить обличье. Например, темпераментно поучаствовать в хоровой интермедии; надев фартук, представиться служанкой Маврушей; нацепив пионерский значок и галстук — сопливым писарем Ванечкой (и все это — Н. Борисова). Ну и так далее.

И даже заглавный герой, влезая в иное обличье, кажется, делает это не впервой, а лишь продолжает привычную цепь внешних перевоплощений. Не надевает, но снимает кудрявый парик, обнажая бритую голову, вытаскивает вставные челюсти. К новому внешнему виду даже привыкать не надо — «зэк» со стажем, Тарелкин — Калашников чувствует себя как рыба в воде.

Но, странное дело, представленный на сцене «частный случай» почему-то только таковым не воспринимается. Левинский, не педалируя никаких обобщений и не акцентируя далеко идущих выводов, все же умудряется дать понять, что все нами увиденное — дело привычное, традиционная русская забава. Мрачная, конечно, и весьма страшноватая. Но какое время, такие и развлечения. 

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова