Испытание обыденностью

Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
В театре им. Ермоловой перевыполнен план по новой драме: здесь поставили разом две пьесы современного сочинения. Режиссер Алексей Левинский объединил в одном спектакле «Хозяйку анкеты» и «Смысл жизни» Вячеслава Дурненкова, нередко пишущего вместе с братом Михаилом в союзе, успевшем стать брендом «братья Дурненковы». Для Левинского это не первое обращение к драматургу. В своей экспериментальной студии «Театр», где с начала 1980-х непрерывно идет лабораторная работа, он ставил «Балаганчик» на основе текстов Александра Блока и Вячеслава Дурненкова. В театральной версии «Хозяйки анкеты» экспериментальной резкости и лабораторных крайностей, если не учитывать, конечно, своеобразие самих пьес, не сыщешь. Принципиальную недоговоренность и тревожную ироничность драматургической манеры Дурненкова Левинский интерпретирует как чисто театральную задачу. И создает органическое «представление в двух частях» с выпукло, иногда даже по-бутафорски очерченными персонажами.

Вячеслав Дурненков не только известный, но еще и успешный представитель театрального движения новой драмы, настаивающей на том, что в театре должен быть слышен шум улиц. Спектакли по его пьесам идут во многих российских театрах, в том числе в МХТ им. Чехова, «Практике», Воронежском камерном театре и новосибирском «Глобусе». Сам драматург является частью «тольяттинского феномена». Несколько лет назад в этом индустриальном городе произошел мощный выброс новых текстов. Их авторы, и не в последнюю очередь Вячеслав Дурненков, создают своеобразную мифологию в городе без корней. Город в середине XX в. был отстроен заново на новом месте: вся его история вместе с исторической частью ушла под воду. Эти географические подробности отчасти объясняют особенности тольяттинских текстов. В них очень ощутимы тоска по истории и стремление заполнить любое пустое пространство. А простая жизнь нередко пугает именно своей пустотой. Магия и паранормальные явления в пьесах Дурненкова — обычное дело. Но не стоит забывать, что мистика — это форма, в которой проявляет себя обыденность. Пара точных фраз — и в запутанном неправдоподобном сюжете становится хорошо различимо дыхание времени.

Тщательное коллекционирование временных примет, похоже, и зацепило режиссера. Образы и детали, наполняющие спектакль, знакомы нам не по книгам, а по собственному прошлому. И в этом смысле «Хозяйка анкеты» оказывается ностальгически современной. В первой части представления сюжет формально строится на сеансе столоверчения в гостиной Марии Сергеевны (Марина Жукова). К хозяйке гостиной стекаются гости: безукоризненный статский советник Василий Павлович (Сергей Власенко), резкий, шумный и самоуверенный Андрей Петрович, юный поэт Арнольд Иванович (Андрей Попов) и сосредоточившая в себе пошлость и мудрость мира мадам Глухова (Лидия Шубина) в нелепой шляпе и с тявкающей собачкой на руках. Гости ужинают — подчеркнуто условно пьют и едят из настоящей посуды, — а затем вызывают дух, чтобы тот открыл им дальнейшую судьбу. Питаясь тенями пищи, они сами словно становятся тенями, и застольные разговоры, в которых каждый рассказывает какую-то байку из собственной жизни, кажутся привидениями из прошлого: яркими, но безжизненными. Мадам Глухова, например, неожиданно говорит о своих квартирантах и так же неожиданно замолкает. В сеансе же откровений из потустороннего мира Мария Сергеевна, через которую вещает «владыка мира тлена», и влюбленный в нее Василий Петрович погружаются в школьные воспоминания. Переходя на отвратительные стихи («Не любят нас. Любимый фрукт. — Ананас»), они обсуждают девичью анкету Марии Сергеевны. Эта милая и узнаваемая анкета с вопросами о любимых актерах, стихах, цветках и первом поцелуе — одновременно насмешка и ностальгия по собственной юности.

Вторая часть спектакля построена гораздо более жестко. Здесь завершается убийством дворецкого Матвея (Валерий Зотов) и Василия Павловича первая пьеса, и разыгрывается вторая, в том же мрачном темном пространстве с глухими бархатными шторами и поблескивающими подсвечниками. На некоем загадочном собеседовании о смысле жизни (с точными и страшными вопросами: «Когда вы в последний раз плакали?», «Вы любите сериалы?», «У вас есть друзья детства?», «Вы любите мечтать?») клиента (Андрей Попов) доводит до сердечного приступа парочка мошенников (Александр Ковалев и Надежда Борисова) и обворовывает. По ходу преступники не забывают озвучить настоящий смысл жизни: нае*ать всех и живым остаться.

На срежиссированных поклонах, где хмурая подтянутая девица, главная из пары мошенников, контролировала выход и уход актеров, почему-то закрадывалась мысль, что автор, а вместе с ним и режиссер даже с некоторой симпатией относятся к этому девизу. Но, в конце концов, «нае*ать всех и живым остаться» — одна из разновидностей театрального представления. Когда это хорошо получается, даже как-то приятно. В том числе, если ты пострадавшая сторона, то есть тот самый зритель.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова