По соседству с Алисой

Сказки Кэрролла в театре «Около дома Станиславского»

Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
«Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес» — спектакль «по мотивам сказок Льюиса Кэрролла», в котором, как обычно у Юрия Погребничко, легко находятся и чеховские реплики, и цитаты из «Гамлета», и еще много чего привычного зрителям маленького московского театра, сделавшего слово «около» главным принципом своей жизни в искусстве: рядом с домом Станиславского, по чеховским мотивам, по соседству — на сей раз — с «Алисой».

Говорят, что антураж здесь всегда скудный, а одежда сильно заношена. Разве что пространство в «Алисе» опустело чуть больше, чем обычно (вся мебель — стол из сложенных штабелями неструганых досок); разве что Герцогиня (Елена Кобзарь), Треска (Елена Слюсарева) и Валет (Татьяна Лосева) одеты в черную эсэсовскую униформу. Но Алексей Левинский, играющий главные роли едва ли не во всех последних постановках Юрия Погребничко, конечно, обратится к ним как ни в чем не бывало: «Значит, вас три сестры... » Говорят, что в театре «Около дома Станиславского» спектакли постоянно окликают друг друга, а пьесы Чехова служат своего рода универсальным кодом, который применим в любой сценической ситуации. Переклички разных текстов, как правило, забавны, и зал радостно отзывается на удачную шутку: решившие подраться Траляля и Труляля логичным образом оказываются Тузенбахом и Соленым, чтобы тут же услышать несколько строк про дуэль Онегина с Ленским. Три сестры рифмуются с кисельными барышнями, чеширских котов тоже три (Юрий Павлов, Валерий Прохоров, Александр Зыблев), причем два из них одеты в советскую военную форму, Королева (смешливая Ольга Бешуля) носит рваный ватник и алый цветок в волосах, а когда дело доходит до суда, комично возмущается: «Я просила рубить головы, а вы мне тут что нарубили?! » Говорят, что все это совершенно не удивит тех, кто видел хотя бы один спектакль Погребничко, потому что он ставит не отдельные спектакли, а какой-то сценический гипертекст с разветвленной системой ссылок, и по этой причине в его театре повторяемость приемов и мотивов выглядит так же естественно и так же обязательно, как, скажем, в театре кабуки.

Говорят, кстати, что многое в режиссерской манере Юрия Погребничко можно объяснить дзен-буддизмом.

Говорят, что театр «Около» апеллирует к культурному опыту советского интеллигента 70-х — с его иронией, тоской по утекающему времени, песнями Окуджавы и «Битлз», ощущением абсурдности жизни, нищим бытом и дзеном, наверное, тоже.

Говорят, что спектакли Погребничко служат чем-то вроде путеводителя по советской стране чудес. А потому и все странности ее обитателей, привычка к отсутствию логики, лагерным ватникам или лаю собак за стеной выглядят здесь совершенно уместно и ничуть не нарочито. Еще говорят, что все здесь давно привыкли быть не теми, кем кажутся, — а это, конечно, как нельзя лучше подходит к сказкам Льюиса Кэрролла.

Говорят, что, когда Юрий Погребничко получал недавно «Золотую маску», отданную ему критиками и журналистами за спектакль «Странники и гусары», он был невероятно растроган, и об этом хорошо вспоминать в финале «Предпоследнего концерта Алисы», когда Алексей Левинский и девочка, названная в программке просто Машей, украшают себя дешевыми елочными гирляндами и включают на них лампочки.

Говорят, что Юрий Погребничко и Алексей Левинский не только одинаково понимают театр, но и просто очень дружат по-человечески. Поэтому как-то очень естественно, что в начале спектакля девочка Маша жестами доверяет свои обязанности этому невысокому, седому и чуть сутулому человеку в полосатой пижаме: теперь Алисой будешь ты. И Алиса-Левинский ходит по сцене очарованным странником, внимательно присматриваясь ко всему и ни в чем не участвуя.

Добавить к этому мне почти нечего, потому что на спектакле по сказкам Кэрролла у меня появилось давно забытое по отношению к театру ощущение, как будто мне тоже что-то доверили, но рассказать об этом словами не то чтобы не получится, а выйдет как-нибудь грубо и неточно. Выход тут, собственно, один: сочинить не рецензию, а текст в жанре «около».

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова