Карточный угар

Вторая половина театрального сезона пройдет под знаком «Игроков»

Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Карточные термины стремительно ворвались в нашу жизнь. Даже если вы не посещаете игорные заведения, а ваши друзья не имеют привычки раз в месяц перекинуться в картишки, все равно игорные страсти вас не минуют. Если вы не будете смотреть покер по телевизору, то столкнетесь с ним в театре. Первым в этом сезоне комедию Гоголя «Игроки» поставил Алексей Левинский в театре «Около дома Станиславского». А через пару недель анонсирована премьера в театре «Студия театрального искусства»

У русских пьес есть одна странная общая особенность: отсутствие счастливого финала. Свадьбы расстраиваются, интриги срываются, вот только синяя птица счастья оказывается в руках героя — ап! — и вот уже навсегда ушла. Привычное определение комедии («пьеса со счастливым концом») на нашей почве практически не работает. Или останется признать, что комедиями у нас являются несколько пьес Островского. А самый счастливый герой — неудачливый мечтатель Миша Бальзаминов. Иван-дурак, лежащий на печи, как известно, недаром самый счастливый герой русского фольклора. Если ничего не делать, может быть, и повезет. А начнешь суетиться — только синицу из рук потеряешь, а журавля вовек не добудешь.

Удачливому шулеру Ихареву из «Игроков» сидеть бы тихо в своем номере, зажав выигранные меченой колодой месяц назад 80 тысяч рублей в кулаке, — и все бы распрекрасно устроилось. Но нет, тоскует сердце, а пальцы рвутся к игре. Вот тут и погибель. Не карта подведет, а страсть артиста. «Я бы, кажется, и даже в грошовый банчик подсел играть», — вздыхает Ихарев (Анатолий Егоров). Режиссер Алексей Левинский именно эту фразу явно определил как доминанту образа. Ихарев для него не шулер — артист. Со всеми пороками артистического легкомыслия и артистического эгоизма. С ясной границей между своими и чужими. Трагедия в том, что именно «свои» и надуют. Красиво надуют, артистично, виртуозно, поманив не только кушем солидным, но и возможностью для одиночки войти в компанию, стать «своим среди своих».

Ихарев в постановке театра «Около» неожиданно немолод, потрепан, за его плечами раздолбанные провинциальные дороги, многочисленные сражения за карточным столом (наверное, даже быть битым приходилось). И эти 80 тысяч — редкий шанс остепениться. Но? натура артистическая мешает. Тянет к столу, как пьяницу к рюмке. Вот и опытность не помогла: хотел сам остричь, а вернулся стриженный.

Режиссер с самого начала лишает зрителя всяких надежд на успех предприятия. Полутьма, черный стол, на котором мелом чертятся ставки, половой, точно выпрыгнувший откуда-то из кошмарных снов с его раздумчивой и невеселой чечеткой. Двери открываются сами, и в них показываются новые знакомцы. Вроде люди как люди, а приглядишься — точно нечистая сила. Кругель (Наталья Позднякова) и вовсе на бабу похож.

Кажется, что в своей постановке Алексей Левинский шел не столько от гоголевской драматургии, сколько от его рассказов из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». В частности, от рассказа об удалом казаке, севшем сыграть с чертями. Правда, герой «Пропавшей грамоты» вовремя опомнился и перекрестил карты под столом, внезапно обнаружив, что руки полны тузами да козырями. А Ихарев замешкался, вот и остался с папкой ненужных бумаг, пустым карманом, растоптанной верой в шулерское братство, да с драгоценной колодой карт — Аделаидой Ивановной.

Из полифонической комедии Гоголя Алексей Левинский выбрал мотив чертовщины, оставив без внимания и сочный быт провинциального трактира, и стремительный темп пьесы. «Игроки» в театре «Около дома Станиславского» немного напоминают переложение для флейты какой-нибудь симфонической фантазии: теряются многообразие тем и голосов. Но основная мелодия звучит отчетливо и ясно. Словами «грустно жить на этом свете, господа!» Гоголь закончил одну из своих самых солнечных повестей. Новый спектакль не только доказывает, что жизнь грустна, но и настаивает, что никому и не обещали, что будет легко и весело.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова