Молчаливое свидетельство

Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Камерные лиричные клоунады, которыми в Москве известен режиссер Левинский, приучили нас к особому кругу его актеров: незвездных, неброских, прячущих за беззлобной иронией нечто весьма хрупкое и трогательное. Про актеров театра «Эрмитаж» (а это сегодня фактически авторский проект Михаила Левитина) такого сказать нельзя. Они все — тоже клоуны, но яркие, громкие, порой наглые. Спектаклю про то, как невзрачная простушка Ивонна случайно стала невестой блистательного принца, как ее смущенное молчание потрясло королевство, и заставило каждого почувствовать себя беззащитным, встреча двух таких разных типов театра явно сыграла на руку. Левинский будто ввел своего клоуна в круг чужаков, они от этого раскрылись совершенно по-новому.

Ивонна, чисто и простодушно сыгранная Ольгой Левитиной, безмолвно приглядывается к обитателям двора, а им начинает казаться, что она видит их насквозь, чувствует их слабости. Добрый Король (Геннадий Храпунков) подозревает, что Ивонна знает о совершенном им в юности преступлении. Властная Королева (Дарья Белоусова) боится, что незнакомка раскроет ее давнее пристрастие к написанию плохих стихов об одиночестве. Счастливчик-Принц (Арсений Ковальский) напуган еще больше. Он вдруг ощутил странную зависимость от неказистого существа, которое в шутку произвел себе в невесты. В нем зародилось чувство. А что может быть страшнее в этом бездушном формальном мире? Что еще может так безнадежно обезоружить? Любовь — самая непереносимая из бед. Ивонна становится молчаливым свидетелем их самих — настоящих, не наигранных. А от такого свидетеля надо избавляться. И Ивонну убивают.

Звезды левитинского театра: и Дарья Белоусова и Геннадий Храпунков — на первый взгляд в спектакле Левинского играют также как всегда бравурно. Но в привычной манере вдруг засквозила нежданная искренность. Будто из-за яркой маски показалось лицо без грима. Их властительных и коварных персонажей минутами становиться жалко. Особенно, когда Королева произносит вслух собственные вирши, всякий раз с ужасом повторяя «Это я написала!». Белоусова читает уморительно, но в тоже время всерьез играет трагедию близкого позора. Но кто просто удивил — так это Арсений Ковальский. Последние сезоны в «Эрмитаже» он - главный Арлекин театра: заводной, упругий, брызжущий энергией, упивающийся собственным пребыванием на сцене. А здесь он сыграл сложно, нервно, умно, а порой трогательно. Два разных театра (подчеркиваю разных, а не один плохой, другой хороший) обогатили друг друга в одном спектакле. Для Левитина игра его актеров в «Ивонне» — подарок. Но и Левинский должен быть благодарен руководителю «Эрмитажа», что у него труппа в таком профессиональном тонусе, с такой музыкальностью и пластической культурой. Ну а зритель будет признателен им обоим: получилась премьера для театральных гурманов.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова