«Фокусы Шарлотты»

«Медведь» и «Предложение» А. П. Чехова в Московском театре-центре имени М. Н. Ермоловой

Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
1994 году, в бытность своего недолгого пребывания в должности главного режиссера Ермоловского театрального центра, Алексей Левинский поставил «Свадьбу» и «Юбилей». И предложил единое, довольно неожиданное решение чеховских одноактовок, тяготеющих к условной, можно даже сказать «абсурдной» стилистике.
Закрыта на ремонт столь любимая режиссером'«Свободная сцена», где были успешно реализованы многие его замыслы. Но Левинский, будучи очень последовательным в своих творческих поисках человеком, в содружестве с художником Виктором Архиповым (который «одел» на сей раз малую сцену в те же черные «одежды» и из декораций к предыдущему спектаклю взял необычное дерево из светящихся ламп) поставил «Медведя» и «Предложение», завершив тем самым, своеобразную дилогию. 
Жанр спектакля определен постановщиком как «шутка». Но ничего от традиционного легкого пустячка здесь нет. Левинский предлагает публике некую фантазию на темы классических чеховских пьес. Не столь парадоксальную, как «Свадьба. Юбилей», скорее более лирическую, местами печальную.
Такая неожиданная интонация оказывается весьма уместной в коротких сюжетах о сложных и непредсказуемых человеческих отношениях, где самые разные, подчас полярные проявления оказываются рядом. Смех со следами, любовь с ненавистью. А иногда какие-то мелочи, вроде старого денежного долга или спорного земельного надела с забавным названием « Воловьи лужки», могут довести людей до крайности. И вот уже фарс грозит обернуться трагедией, от которой спасает лишь случайно брошенный взгляд на того, кто находится рядом.
Тема необходимости поисков общего языка, умения слушать и слышать друг друга, безусловно, присутствует в спектакле. Но при всей своей важности главной она не является, уступая место другому «мотиву», взятому не из чеховских пьес, а сочиненному режиссером.
Как ни странно, «Медведь. Предложение» представляется спектаклем о театре, о необходимости творить его вокруг себя буквально из ничего. О Творческой энергии, помогающей преодолевать все жизненные невзгоды и неизбежные потери.
Режиссер делает главной героиней своего спектакля. Шарлотту. Для этого он вводит в действие сцену из первой редакции «Вишневого сада». Диалог Шарлотты (Лидия Шубина) и Фирса (Валерий Зотов). Разговор двух неприкаянных, по сути никому не нужных людей. Фирса, как мы знаем, забудут и опустевшем доме. Шарлотта не знает ни своего прошлого, ни своих родных… Но бродячая Комедиантка может представить себе все, что пожелает. С помощью нехитрых «фокусов» пофантазировать, какими людьми они могли бы быть.
Так, именно из-под ее старого пледа один за другим выходят чеховские персонажи и разыгрывают сюжеты «Медведя» и «Предложения». И нет
ничего-удивительного и том, что они, эти герои, созданные воображением Шарлотты, очень непривычны, ирреальны.
Вдова Попова (в исполнении Татьяны Рудиной) из «Медведя» похожа на изысканную восточную куклу, сделанную из тончайшего старинного фарфора. Ее движения рассчитаны до миллиметра, а все эмоции спрятаны глубоко внутрь души. Ломов (Дмитрий Павленко) — незадачливый жених из «Предложения» — подобен марионетке, которую кто-то невидимый дергает за многочисленные ниточки. Его будущий тесть Чубуков (Андрей Калашников) напоминает этакого «чертика из табакерки», чье появление застает врасплох всех, включая и зрителей. Пол стать отцу и дочь Наталья Степановна (Василиса Пьявко). Существо энергичное, абсолютно земное, твердо стоящее на ногах и, кажется, не нуждающееся ни в какой поддержке.
Иногда в затеянной ею сценической игре принимает участие и Шарлотта, появляясь вместе с Фирсом в качестве слуги. Но чаше всего она — сторонний наблюдатель, исполняющий старинные русские романсы (музыкальное оформление Тамилы Салимовой), которые не только помогают созданию нужной атмосферы, но и являются также ироничными комментариями к тому, что происходит на сцене.
Заключительный аккорд спектакля тоже принадлежит Шарлотте. Именно ее грустный и чуть лукавый взгляд остается в зрительской памяти.
Кстати, о зрителях. Как они принимают эту версию классических произведений? По-разному. Кто-то был явно разочарован, не найдя в спектакле традиционного водевильного изящества, не получив возможности просто развлечься, отдохнуть. А кто-то искренне заинтересовался неожиданным прочтением и восхитился умением режиссера «сочинять» партитуру сценического действа. Именно этой части публики, готовой к принятию самых разных решений заигранной до невозможности классики, и адресован камерный спектакль Ермоловского театра-центра.
Ее доброжелательность должна обязательно помочь артистам в освоении сложного, интересного, но все-таки немного умозрительного постановочного «рисунка». (Например, Сергей Бадичкин, играющий роль Смирнова в «Медведе», еще очень скован и внутренне не уверен. А Андрей Калашников, наоборот, излишне агрессивен и формален.) Сделать его своим — вопрос времени.
А оно, к слову, не очень располагает к веселому взгляду. Ведь витающие в воздухе ощущения тревоги, шаткости и какой-то ненадежности неволь?но заставляют повторять в адрес любой «шутки»: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова