Бесхозяйственность

«Хозяйка анкеты» Вячеслава Дурненкова в Театре имени Ермоловой

Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Все говорят: не ставят у нас «новую драму». Драма, мол, есть, а ставить ее некому. Еще говорят: нет у нас таких экспериментаторов на театре, которые бы проявили такую смелость, взяли настоящую «новую драму» и поставили ее так другим на зависть.

Но вот есть Вячеслав Дурненков, уважаемый «новодрамовец», который то вместе с братом Михаилом, то сам по себе, в отдельности, пишет, получает премии за свои пьесы? А в параллельном мире существовал театральный экспериментатор, практик Алексей Левинский, замечательный актер, режиссер, наследник Мейерхольда, сумевший доказать практическую пользу и смысл в «физкультурных» опытах мейерхольдовской биомеханики. Короче говоря, на малой сцене Театра имени М. Н. Ермоловой Левинский поставил пьесу Вячеслава Дурненкова «Хозяйка анкеты», и два смелых новатора, соединившись, родили недлинный, но очень скучный спектакль.

И не то чтобы в согласии с законами математики минус на минус дали плюс. Нет, не рутина царила на маленьком пятачке этой вправду малой сцены. Эксперимент и новаторство кое в чем были заметны. Скажем, с трудом вычленялся сюжет. Игра актеров, было заметно, нарочно была приглушена, варилась, если можно так сказать, на медленном огне. Но в этой приглушенности красок не проблескивал смысл, сложно выстроенный сюжет не увлекал.

Два часа с антрактом, то есть два действия по пятьдесят минут. Часть первая — «Хозяйка анкеты», вторая — называется «Смысл жизни».

Странное ощущение — одновременного присутствия и отсутствия смысла. Левинский, специалист по Беккету и прочему театральному абсурду, знающий толк в традиции, которая в иных случаях (почти во всех прочих) кажется вымученной, чужой русской сцене, вроде бы верен себе. И Дурненков — тот самый автор, который должен бы открываться этим ключиком: в его пьесах традиции русской словесности свернуты в тугой узел, так что герой из середины ХIХ века, к тому же из толщи литературы, вдруг лицом к лицу сталкивается с нашей сегодняшней неприглядной действительностью.

В «Хозяйке анкеты» все начинается со спиритического сеанса в гостиной мадам Глуховой (Лидия Шубина), где, кажется, у каждого героя не в кармане, а в вытянутой руке или даже на лице написано литературно-художественная биография: один, влюбленный в Глухову высокопоставленный советник, — вышел из «Шинели» Гоголя, другой — пришел в гостиную из стихов поэта-певца русской природы и т.д. Некий Даршемидац, откровений которого ждут поклонники потусторонней истины, — привет от индийских увлечений 70-80-х годов прошлого века, хотя уже в следующей сцене Глухова будет задавать вопросы из пионерской девической анкеты (еще один привет — из примерно тех же времен). Надо ли специально оговаривать, что, кажется, у Даршемидаца, который будет откровенничать устами Глуховой, в ответственный момент зазвонит мобильный телефон, а в финале всего спектакля, прежде чем спеть песенку про «Караван Шапер Али», который, к сожалению, уже не вернется домой, ответ на вопрос о смысле жизни будет получен. И прозвучит по-сегодняшнему прямолинейно: «А в чем, по-твоему, смысл жизни?» — спросят у юной женщины в брючном костюме (Надежда Борисова). «Да на…бать всех и живой остаться», — со знанием дела отвечает она. Живой остаться проще, чем обмануть.

Во втором действии «вместо» спиритического сеанса на сцене разыгрывается прием у чудо-психотерапевта, конечно, обыкновенного афериста, а до того и как будто бы в другом пространстве доигрывается прежняя история («Смысл жизни» — нечто вроде эпилога к пьесе Дурненкова «Хозяйка анкеты»), в которой бомбист Прутов из пистолета отстреливает по одному обитателей и гостей дома мадам Глуховой, начиная почему-то со старого слуги Матвея (Валерий Зотов), которого, исходя из классового чувства, мог бы и пожалеть.

В общем, эта кровавая часть сюжета больше всего по стилю соответствует нашим представлениям о русском абсурде, в котором Хармс делит полку с Введенским. Общее печальное настроение как будто то самое, которое «требовалось доказать». Только настроение это вызвано не художественной силой, а напротив — недостаточностью. Недостаточностью игры, нарочито «смазанной», «вполсилы», повторением знакомых приемов, усталостью этих самых приемов «абстрактной» игры.

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова