Кабуки средней полосы

Юрий Погребничко обнаружил в «Дяде Ване» внутреннюю Японию

Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Театр «Около дома Станиславского» выпустил «Сцены из деревенской жизни» — первую премьеру после ноябрьского пожара. Спектакль Юрия Погребничко по пьесе Чехова «Дядя Ваня» может служить примером не только спокойного и умного искусства, но и философского отношения к жизненным несчастиям.

«Снова весна. / Приходит новая глупость / Старой на смену» — ставит эпиграфом к своему новому спектаклю Юрий Погребничко. Тот, кто видел хотя бы одну постановку театра «Около», вряд ли удивится и станет спрашивать, какое отношение имеет японский классик Исса к Чехову. Тех же, кто никогда прежде не заглядывал в маленький театр в Вознесенском переулке, могу заверить, что если они откроют пьесу «Дядя Ваня», то без труда найдут в ней несколько реплик, которые читаются совершенно как хокку.

Обнаруживать такие вещи — одна из тех привычек Юрия Погребничко, из-за которых в его театр приходишь как в гости к хорошим знакомым. Под вывеской «Около» (тоже, кстати, стилизованной под иероглифы) всегда было тесно, небогато, но ужасно уютно, и чужие здесь не ходили. Про какой еще московский театр можно сегодня такое сказать, я не знаю (наверное, про «Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, но там еще теснее и записываться на спектакль надо на полгода вперед).

Уют, однако, вещь непрочная: в ноябре основная сцена театра «Около» сгорела, что будет со зданием дальше, так и неясно, и за театр тревожно. Пока что приходится перебираться, можно сказать, из гостиной на кухню: у малой сцены — уже практически квартирный размер.

Но в остальном изменилось немногое. Как и бывает в гостях у хороших знакомых, от премьер у Погребничко ждешь не новостей, а продолжения давно начатого разговора о важных для хозяина предметах. На стенах висят потрепанные ковры, а чай, как водится, пьют из стеклянных стаканов с подстаканниками, как в поездах дальнего следования. Играют Чехова, на которого Юрий Погребничко замыкает любой текст, какой бы ни ставил. 

Режиссерские и актерские приемы тоже неизменны, как в театре кабуки. Меланхоличные шутки, никаких аффектов; усмешка и печаль играются с одинаковой отрешенностью — просто эпитет «восточной» будет на этот раз, как никогда, впору. Прием, что называется, обнажен: «Сцены из деревенской жизни» и есть кабуки, только без японской красочности, а по-советски обшарпанный и нищий. На полу — какое-то условное татами, перед которым надо разуваться. Дядя Ваня (Юрий Павлов), доктор Астров (Михаил Палатник или Александр Зыблев) и Вафля (Алексей Мишаков) одеты в одинаковые серые дерюги с капюшонами и напоминают бедных крестьян из фильмов, допустим, Куросавы. У женщин, семенящих по периметру татами, наряд чуть побогаче и чуть более «японский». Елена Андреевна неожиданно двоится, не то потому, что она вторая жена Серебрякова, не то (скорее) по какой-нибудь более эзотерической причине. Как бы то ни было, актрисы Елена Кобзарь и Татьяна Лосева ходят друг за дружкой, немного танцуют, а сцену объяснения с Астровым даже играют по очереди: отошла одна, подошла другая.

Но главный в этой истории — профессор Серебряков. К его капризам, ученым штудиям и подагре Погребничко отнесся с уважением, какое редко проявляют к этому персонажу. Алексей Левинский играет Серебрякова этаким последним самураем (даже в программке вместо «отставной профессор» значится «отставной офицер»). Он состарился, но сохранил осанку и гордость. Он частенько заговаривается и бормочет монолог Призрака отца Гамлета, но при этом знает что-то такое, чего всем остальным в этом спектакле никак не понять. Потому они и страдают, говорят, что пропала жизнь, и делают всякие глупости вроде пальбы дяди Вани из револьвера. У Погребничко это, конечно, самый смешной эпизод. В нем участники спектакля превращаются в зрителей, усаживаются в ряд на колени и почтительно смотрят, как в нише вдоль задника чинно проходит Серебряков, за ним дядя Ваня с пистолетом, а соответствующие моменту реплики и авторские ремарки кто-то ровным голосом читает за сценой.

Весело еще и потому, что форма здесь замечательно совпадает с сутью. В эпизоде, который должен быть кульминацией драмы, обнаруживается ее иллюзорность. О которой мы могли бы догадаться и раньше, когда Серебряков позволял себе выходки совершенно в духе мастера дзен. Вот, например: «У тебя плед упал на пол», — волнуется Елена Андреевна, на что профессор спокойно отвечает: «Пледов больше нет».

Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
Про всех падающих, Ваш досуг, 10.03.2009
Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», 31.07.2007
Игроки, Вера Павлова, TimeOut, 18.04.2007
Без шулерства, Итоги, 9.04.2007
Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, 3.04.2007
Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, 3.04.2007
Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», 29.03.2007
Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», 26.03.2007
Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2007
Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», 24.03.2007
Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», 21.03.2007
Сюрреализм, Евгения Александрова, IN OUT, 21.03.2007
Что мы за люди?, «Итоги», 19.03.2007
Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», 16.03.2007
Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, 14.02.2007
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Молчание принцесс, Итоги, 27.03.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, 24.03.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, 10.03.2006
Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, 20.02.2006
Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, 14.02.2006
Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, 1.07.2005
Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», 07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, 30.04.2005
Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, 28.04.2005
Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, 28.04.2005
«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, 25.04.2005
Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, 23.04.2005
Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», 19.04.2005
Встать, суд идет, Итоги, 12.04.2005
Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», 5.04.2005
Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, 19.06.2003
Вокруг и около, Итоги, 28.04.2003
Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, 24.04.2003
По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, 24.04.2003
Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, 22.04.2003
Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, 21.04.2003
Алексей Левинский: Спектакль — это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», 5.04.2003
«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, 02.2001
Белка со свистком, Марина Давыдова