У нас работали:
Ефремова Анастасия
Руководитель литературной части
Казьмина Наталья
Руководитель литературной части с 2008 по 2011
Дмитрюкова Юлия
Администратор интернет-сайта
Мельников Эдуард
Звукорежиссер

Наталья Казьмина. 17 статей о театре

Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012

Мы счастливы своей памятью. Ею же и несчастны.

Встреча, взгляд, праздник, книга, спектакль могут на краткий миг наполнить чувством, а потом на долгие годы в свои права вступит память, возвращая счастье пережитого. Есть, например, зрители, которые видели премьеру «Трех сестер» Немировича-Данченко, помнят первый сбор труппы «Современника» или те, кто не пропустил ни одной премьеры Товстоногова. А есть и те, кто не видел и больше никогда не увидит на сцене Евстигнеева, Смоктуновского, Леонова, Ульянова, Лаврова… — список можно продолжать бесконечно. Что остается им? Память, сохраненная другими — заботливыми летописцами театра, театроведами и критиками. Ровно год назад от нас ушел как раз такой человек — Наталья Юрьевна Казьмина, для которой Театр был воздухом, домом и постоянно меняющимся живым существом. Что осталось после ее ухода? Осталась память, ее статьи и книги.

«Театральное искусство, как ни банально это звучит, эфемерно. Спектакли рано или поздно умирают. Ни фотографии, ни телекамеры фиксировать их прижизненное очарование ещё не научились. Театр, как это ни грустно, остаётся доживать только в легендах — тех, кто видел, и тех, кто пишет… Не знаю, как для других, но для меня всегда было важно волнение, с каким „старики“ рассказывали о театре, которого я не видела, сила чувства, личное впечатление, которые присутствовали (или отсутствовали) в их текстах и рассказах».

Наталья Казьмина
«О пользе неспешного театроведения»



Статьи Натальи Юрьевны… В них всегда есть два взгляда. Полный уважения взгляд на прошлое, на ушедших мастеров и взгляд в будущее, желание угадать, предсказать. Эти два взгляда сливаются у нее в одну непрерывную линию от «вчера» через «сегодня» к «завтра». То, что принято называть «критическим взглядом» в ее статьях направлено далеко не только на конкретные спектакли. На актеров и режиссеров, на их развитие и изменение, на состояние театральной критики сегодня. Среди героев ее статей — Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Юрий Любимов, Адольф Шапиро, Олег Табаков, Наталья Крымова и многие другие. Но не только. Наталья Юрьевна пристально следила за новыми именами в театральном мире, она писала о режиссерах Кирилле Серебренникове, Миндаугасе Карбаускисе, Нине Чусовой и о драматургах новой волны, начиная с Мартина Макдонаха и заканчивая братьями Пресняковыми, Максимом Курочкиным, Василием Сигаревым, Михаилом Угаровым и другими. Нет, и не могло быть у нее позиции однозначного отрицания кого-то лишь по слухам о «чернухе», творящейся в «новой драме» и «новой режиссуре». Ей необходимо было все проверить самой и при этом не прервать нити (или отыскать ее), связывающей эти новые имена со старшими поколениями творцов театра и с окружающим миром.

Сегодня привычной стала позиция «впервые!», завлекающая зрителя и читателя тем, что ничего подобного раньше не было. «Новое» — взгляд, решение мысль стали самоцелью многих создающих театр или пишущих о нем. Задумайтесь на секунду, как часто в поисках цитаты или просто информации натыкаешься на подходящую статью, а потом с ужасом понимаешь, что она написана месяц или год назад. «Неактуально» — теперь это приговор в нашей бесконечной суете. Между тем статьи Натальи Юрьевны написаны словно вчера. И так будет еще долго.

За последний год в театральном мире произошло немало событий. Резкие и быстрые следовали отзывы и комментарии. Спектакли проглатывались, назначения одобрялись или осуждались, рецензии писались одна за другой, и мы бежали дальше, так и не дав себе времени понять, что же произошло, успокаивая себя мыслью «время покажет, время рассудит». Без таких людей, какой была Наталья Юрьевна, и которых осталось не так много, пройдет десять лет и время, увы, сможет рассказать немногое. Сейчас же у нас есть шанс.

Мы публикуем 17 статей и интервью Натальи Казьминой, в разное время выходившие в различных журналах и газетах. Они дополняют сборник ее статей «Здравствуй и прощай», только что вышедший в издательстве “Navona”. Надеемся, что этот список со временем будет пополняться.

 1. Кама Гинкас // газета «Культура», 17 мая, 2001 г.

 2. Прошло сто лет… // «Театральная жизнь» № 3, 2004 г.

 3. Жизнь прекрасна. Е. Гришковец // «Театр», № 3, 2006 г.

 4. Алхимик Дитятковский // Газета «ДА», март 2003 г.

 5. Ты этого хотел, Жорж Данден! // сокращенный вариант опубликован в газете «Труд», 20 октября 2000 г.

 6. Гедда Карбаускене // «Планета красота», № 1, 2005 г.

 7. О пользе неспешного театроведения // «Театр», № 4,2005 г.

 8. Кто держит пуговицу // «Вопросы театра», февраль, апрель, 2004 г.

 9. Убийство, одиночество и дождь // Театр № 29, 2007 г.

10. Я люблю тебя, Петрович! // газета «Культура», 3 октября 2002 г.

11. Ощущение бороды // газета «Культура», 18 декабря 2003 г.

12. Чехов плюс что-то еще // «Театр», № 30, 2007 г.

13. Адольф Шапиро. Пишите поперёк // «Театр», № 30, 2007 г.

14. Цирк уехал и клоуны разбежались. Жаль // газета «Культура», 19 июля 2001 г.

15. 3 июля театральному режиссеру Анатолию Эфросу исполнилось бы 80 лет // «Независимая газета», 1 июля 2005 г.

16. Дом, где разбиваются сердца // «Первое сентября», 19 марта 2005 г.

17. Кто в доме хозяин? // «Планета Красота», №№ 7-8, 2008 г.



И, наконец… Нет, снова, сначала!

«О мертвых, мне кажется, можно все. Но при одном условии — любви к ним как живым. Любви к ним большей, чем к самим себе»

Наталья Казьмина



Любим и помним!



Другие ссылки

Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Без иллюзий, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Наталья Казьмина, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
«Была такая девочка, влюбленная в театр…», Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Диалог о цензуре, Наталья Казьмина, Алексей Никольский, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Вместо «Дневничка», Александр Калягин, Наталья Казьмина, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Кто в доме хозяин?, Наталья Казьмина, «Планета Красота», 2008, №№ 7-8, 07.2008
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Пишите поперёк, Адольф Шапиро, Наталья Казьмина, «Театр», № 30, 12.2007
Чехов плюс что-то еще, Наталья Казьмина, «Театр», № 30, 12.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
Убийство, одиночество и дождь, Наталья Казьмина, «Театр», № 29, 2007
Жизнь прекрасна. Е. Гришковец, Наталья Казьмина, «Театр», № 3, 2006
Поэзия и проза «Эрмитажа», Наталья Казьмина, Первое сентября, 3.09.2005
3 июля театральному режиссеру Анатолию Эфросу исполнилось бы 80 лет, Наталья Казьмина, «Независимая газета», 1.07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Дом, где разбиваются сердца, Наталья Казьмина, «Первое сентября», 19.03.2005
О пользе неспешного театроведения, Наталья Казьмина, «Театр», № 4, 2005
Гедда Карбаускене, Наталья Казьмина, «Планета красота», № 1, 2005
Кто держит пуговицу, Наталья Казьмина, «Вопросы театра», 02-04, 2004
Прошло сто лет…, Наталья Казьмина, «Театральная жизнь», № 3, 2004
Ощущение бороды, Наталья Казьмина, «Культура», 18.12.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Алхимик Дитятковский, Наталья Казьмина, газета «ДА», 03.2003
Я люблю тебя, Петрович!, Наталья Казьмина, «Культура», 3.10.2002
Три Стуруа и еще один, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 6, 09.2002
«Неудачное свидание с самим собой» [О спектакле «Арто и его двойник»], Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 5, 06.2002
Анатолий Васильев. Магнитная аномалия, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 4, 02.2002
Михаил Левитин «С годами стало ясно, что все ясно», Наталья Казьмина, Театральная жизнь, 01.2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002
Цирк уехал и клоуны разбежались. Жаль, Наталья Казьмина, Вячеслав Полунин, «Культура», 19.07.2001
Вячеслав Полунин: Монолог клоуна, или Пирог из десяти слоев, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2001, № 2, 06.2001
Олимпиада: опыт, материал, урок, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2001, № 2, 06.2001
Кама Гинкас, Наталья Казьмина, «Культура», 17.05.2001
Ты этого хотел, Жорж Данден!, Наталья Казьмина, 2001
Под нелогичный ход часов, Наталья Казьмина, Советская культура, 28.04.1990