У нас работали:
Ефремова Анастасия
Руководитель литературной части
Казьмина Наталья
Руководитель литературной части с 2008 по 2011
Дмитрюкова Юлия
Администратор интернет-сайта
Мельников Эдуард
Звукорежиссер

Прощай, Наташа

Ушла из жизни Наталья Казьмина, известный театральный критик, завлит театра Эрмитаж

Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
Не пишется, не идет из-под клавиш этот глагол «была». Наташин уход — из невместимых. Будто молния ударила и сожгла одного из талантливейших людей цеха. Нашу профессию называют журналистикой, критикой, театроведением; Наташа не просто журналист, не только критик, не столько театровед — человек театра. Её скептический, хмуроватый, пристальный взгляд все замечал и всему находил меру: и событиям сцены, и людям закулисья, и первым лицам театра, и маленьким, окольным, не главным. Знание настоящего масштаба людей и процессов, дар интуиции и безошибочного, вовремя сказанного слова — из особых даров Наташи.

Подробности спектакля, его движения и повороты, подробности и повороты внутренней жизни режиссера и актеров умеют видеть многие критики. Наташа не просто человек с блестящим, художественным письмом — человек крепкой внутренней баррикады, не умевший и не желавший быть милой с кем нужно, хвалить, кого выгодно. В сегодняшней театральной критике, где одна из самых сильных линий не на установление истины, а на ее имитацию и обслуживание, белых ворон не много. Наташа — из самых ярких. 

Горячая, пристрастная, иногда заблуждающаяся — что мы без своих заблуждений? — умевшая горько огорчаться из-за неточных или глупых жестов людей, за которых «болела», она так умела вдруг над всем посмеяться, во всем увидеть иронический ракурс, что тем излечивала и себя, и окружающих. А умела всех раньше сказать о происходящем взвешенно, точно, неотменимо. Иногда вдруг все бросала и отправлялась домой печь пироги. Глядя на её руки в тяжелых кольцах, я часто вспоминала умные руки Наталья Крымовой, умевшие не только писать, как никто, но и печь, и чинить, и шить. Наталью Казьмину окружал еще и этот талант — вести дом, растить детей, любить родных. И в театре Эрмитаж она, хозяйка, зав.лит, как-то по особенному отворяла свою боковую дверку, встречала перед спектаклем, поила в антракте чаем и не только. И не обижалась, если ты после этого писал про спектакль правду, — не всегда похвальную.

Ей стало плохо в «Современнике», перед спектаклем «Горбунов и Горчаков». Она не услышала, как Горчаков говорит Горбунову: «Ты вправду спишь? Да, судя по всему, ты вправду спишь… Как спутались все пряди… Как все случилось, сам я не пойму. Прости меня, прости мне, Бога ради»…

Оригинал статьи

Другие ссылки

Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Без иллюзий, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Наталья Казьмина, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
«Была такая девочка, влюбленная в театр…», Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Диалог о цензуре, Наталья Казьмина, Алексей Никольский, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Вместо «Дневничка», Александр Калягин, Наталья Казьмина, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Кто в доме хозяин?, Наталья Казьмина, «Планета Красота», 2008, №№ 7-8, 07.2008
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Пишите поперёк, Адольф Шапиро, Наталья Казьмина, «Театр», № 30, 12.2007
Чехов плюс что-то еще, Наталья Казьмина, «Театр», № 30, 12.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
Убийство, одиночество и дождь, Наталья Казьмина, «Театр», № 29, 2007
Жизнь прекрасна. Е. Гришковец, Наталья Казьмина, «Театр», № 3, 2006
Поэзия и проза «Эрмитажа», Наталья Казьмина, Первое сентября, 3.09.2005
3 июля театральному режиссеру Анатолию Эфросу исполнилось бы 80 лет, Наталья Казьмина, «Независимая газета», 1.07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Дом, где разбиваются сердца, Наталья Казьмина, «Первое сентября», 19.03.2005
О пользе неспешного театроведения, Наталья Казьмина, «Театр», № 4, 2005
Гедда Карбаускене, Наталья Казьмина, «Планета красота», № 1, 2005
Кто держит пуговицу, Наталья Казьмина, «Вопросы театра», 02-04, 2004
Прошло сто лет…, Наталья Казьмина, «Театральная жизнь», № 3, 2004
Ощущение бороды, Наталья Казьмина, «Культура», 18.12.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Алхимик Дитятковский, Наталья Казьмина, газета «ДА», 03.2003
Я люблю тебя, Петрович!, Наталья Казьмина, «Культура», 3.10.2002
Три Стуруа и еще один, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 6, 09.2002
«Неудачное свидание с самим собой» [О спектакле «Арто и его двойник»], Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 5, 06.2002
Анатолий Васильев. Магнитная аномалия, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 4, 02.2002
Михаил Левитин «С годами стало ясно, что все ясно», Наталья Казьмина, Театральная жизнь, 01.2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002
Цирк уехал и клоуны разбежались. Жаль, Наталья Казьмина, Вячеслав Полунин, «Культура», 19.07.2001
Вячеслав Полунин: Монолог клоуна, или Пирог из десяти слоев, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2001, № 2, 06.2001
Олимпиада: опыт, материал, урок, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2001, № 2, 06.2001
Кама Гинкас, Наталья Казьмина, «Культура», 17.05.2001
Ты этого хотел, Жорж Данден!, Наталья Казьмина, 2001
Под нелогичный ход часов, Наталья Казьмина, Советская культура, 28.04.1990