У нас работали:
Ефремова Анастасия
Руководитель литературной части
Казьмина Наталья
Руководитель литературной части с 2008 по 2011
Дмитрюкова Юлия
Администратор интернет-сайта
Мельников Эдуард
Звукорежиссер

В связи с трагической кончиной Н. Ю. Казьминой…

29.11.2011

                                                                      Михаилу Левитину
                                                                      Валерию Семеновскому

Потрясены страшным известием, безвременным уходом одной из талантливейших, самобытнейших представителей театральной критики. Наталья Юрьевна очень помогала нашему театру своими статьями, своим живым, всегда честным и самостоятельным откликом на всё, что мы делаем на сцене. Эта потеря невосполнима для нас и для всей театральной России.  

Константин Райкин
и весь «Сатирикон»




Ушла из жизни Наталья Казьмина, один из лучших театральных критиков сегодня, один их тех немногих, которые не превратились в журналистов, пишущих про театр легко и бойко, а продолжали оставаться критиками всерьез, по-настоящему анализирующими искусство театра. Слову Натальи Юрьевны верили, с ее мнением считались, ее авторитет был высок и незыблем. Я лично с огромным уважением относился ко всему, что она делала. Мне всегда была близка ее позиция, те принципы, которые она отстаивала в своем творчестве. Ее такой преждевременный уход — это трагедия, в которую не хочется верить, это огромная потеря для всех нас, для ее коллег, друзей. Я понимаю, какое горе для всех в театре «Эрмитаж», где она работала завлитом последние годы, какое горе в НИИ искусствознания, какое горе для всех, кто ее знал и любил. Мне даже трудно представить, как нестерпимо тяжело ее близким, ее семье. Примите мои искренние соболезнования. Мужества вам и терпения. Мы будем долгие годы хранить светлую память о Наталье Казьминой — умном, талантливом, ярком, очень достойном человеке. Низкий поклон ей.  

Ваш Александр Калягин




Уважаемые коллеги,

Весь коллектив Александринского театра выражает свои глубокие соболезнования в связи с кончиной Натальи Юрьевны Казьминой. С ее именем связаны самые яркие страницы в нашем театроведении и театральной критике. В ее творчестве сочеталось понимание живого театрального процесса с талантом глубокого и серьезного аналитика. Крепкие узы творческого сотрудничества связывали Наталью Юрьевну со многими театрами России. Александринцы всегда ценили ее серьезный и заинтересованный разбор спектаклей, подлинно творческое отношение к работе артистов, режиссеров, художников. В ее лице мы имели настоящего и взыскательного друга.

Склоняя голову перед ее памятью, мы выражаем глубокое сочувствие всем родным, близким и коллегам по театру.
 

Художественный руководитель Александринского театра В. В. Фокин и все александринцы.




Скорбим в связи с кончиной дорогой Наташи. Боль и обида переполняют душу. От бессилия душат слезы. Ушел талантливый, цельный во всем, родной и дорогой нам всем человек, верный и преданный друг.

В историю нашего театра ею вписаны дорогие для нас страницы. 26 ноября мы играли спектакль в Москве. Ждали ее, она не пришла, не смогла придти, жестокий бег времени остановил ее. Прощай, дорогой друг, и прости. Пока живы будем помнить, перечитывать, вспоминать. Глубокие, искренние соболезнования семье, родным, близким, друзьям, коллегам.
 

Казанский Академический Русский Большой Драматический Театр имени В. И. Качалова

Художественный руководитель — Директор, Народный артист России и Татарстана, Лауреат Гос. Премии РТ им. Г. Тукая,
Лауреат Премии Правительства России им Ф. Волкова,
Член Общественной палаты РТ А. Я. Славутский




Потрясены безвременной кончиной замечательного, доброго, порядочного человека, видного театроведа российского театрального пространства Натальи Казьминой, отличавшейся не только редким аналитическим даром, высочайшим профессионализмом, но истинной любовью к театру и его творцам. Имя Натальи Казьминой навсегда останется в сердцах тех, кому дорог театр.  

От имени коллектива Российского Академического Большого Драматического театра имени Георгия Товстоногова,
Ирина Шимбаревич




                                                                      Коллективу театра «Эрмитаж»

Позвольте от Центра имени Вс. Мейерхольда выразить Вам искренние и глубокие соболезнования в связи с уходом из жизни Натальи Юрьевны Казьминой. Прекрасный специалист, знаток своего дела, не терявший живой интерес к раз и навсегда выбранной профессии. Обаятельный, отзывчивый и честный человек, что невероятно важно для жизни, и вдвое важнее для театра. Человек, нашедший свое призвание и следовавший ему до конца и во всем. К её мнению приятно было прислушиваться, потому как оно было её собственное. При этом мнения других людей, пусть и абсолютно противоположные, принимались ею с уважением и добротой, свойственными настоящему Человеку. Её неожиданный уход — чувствительная потеря для близких, друзей и всей театральной Москвы, лишившихся доброго, заботливого и небезразличного друга.

Коллектив Центра имени Вс. Мейерхольда




Дорогие друзья!

Вахтанговцы и щукинцы скорбят вместе с Вами, провожая в последний пусть Наталью Юрьевну Казьмину, — замечательно театроведа, обаятельную и остроумную женщину, давнего друга Вахтанговского театра и Щукинского института.

Уход такого человека — невосполнимая потеря для многих актёров, педагогов, режиссёров. Наташа всегда была борцом за сохранение высокой театральной культуры России. Она бесконечно много сделала для воссоздания истории Щукинского училища, подготовив к печати двухтомник «Век почти что прожит…» (история Вахтанговской театральной школы).

К великому горю, эта книга выйдет уже не при ней. Мы всегда будем с благодарностью вспоминать Наталью Казьмину. Светлая ей память!


Владимир Этуш
Римас Туминас
Евгений Князев
Павел Любимцев
и все щукинцы и вахтанговцы




Коллеги,
скорбим вместе с вами по безвременно ушедшему замечательному человеку, прекрасному специалисту и выдающемуся театральному критику…

Дай вам Бог сил пережить это.

Наши искренние соболезнования родным и близким. 


«Фоменки»




                                   «Не говори с тоской — их нет,
                                                                      Но с благодарностию — были…»

Нет больше в нашем сегодняшнем раздробленном, разобщенном театральном сообществе Наташи Казьминой. Театроведа милостью божией! Замечательного профессионала, человека исключительно порядочного, ответственного за свои суждения и при этом бесконечной любви и удивительной в наше время доброты к тем, кто посвятил себя служению Театру. Но нам остались не в назидание, а в наследство ее замечательные статьи, рецензии, размышления о сегодняшних проблемах театрального бытия. И теперь на долгие годы нам будет помогать искать верный путь к правде и художественной цельности свет ее далекой звезды из непознанного нами космического пространства. Пусть это поможет справиться с сердечной тоской не только родным и близким Наташи, но и всем любителям и труженикам Театра. Светлая тебе память, Наташа.

Художественный руководитель МТЦ «Вишневый сад» п/р А. Вилькина,
заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России А. М. Вилькин

Народная артистка России Ольга Широкова

и весь коллектив «Московского театрального центра „Вишневый сад“ п/р Александра Вилькина».




Дорогие друзья!

Примите наши искренние соболезнования по поводу кончины завлита московского театра «Эрмитаж», выдающегося театрального критика, историка театра Натальи Юрьевны Казьминой.

Всю свою жизнь Наталья Юрьевна, профессионал своего дела, посвятила Театру. Её многочисленные статьи отражали театральный процесс в Москве и Петербурге. На них воспитывалось и воспитывается молодое поколение театроведов.

Добрая, чуткая, отзывчивая, интеллигентная, она всегда будет жить в памяти тех, кто хотя бы раз встречался с ней.

Скорбим вместе с вами.


Коллектив ТЮЗа им. А. А. Брянцева
Санкт-Петербург




                                                                      В дирекцию
                                                                      Московского театра «Эрмитаж»

Дорогие коллеги!

Примите глубокие соболезнования в связи с невосполнимой утратой, постигшей всех, имевших честь быть лично знакомыми с Натальей Юрьевной Казьминой.

Сильное горе всегда молчаливо, а горе внезапной потери просто лишает нас умения говорить. Светлый, добрый, умный человек; мудрая, теплая, красивая женщина — все меркнет перед словом «была», которое мы безуспешно пытаемся приладить к ее имени.

Скорбим вместе с Вами.


Свердловский академический театр драмы.
Ю. В. Махлин и О. А. Петров




Петербургский театральный журнал выражает соболезнования родным, друзьям, коллегам Натальи Казьминой. Это большая утрата для всего нашего цеха. Многих из нас связывали с Наташей долгие годы профессионального общения. На статьях Казьминой мы учим студентов, и это залог памяти о Наташе.

Сегодня с Вами.
 

Редакция Петербургского театрального журнала




Дорогие друзья!

Известие о несчастье, постигшем вас и нас, застало меня далеко от Москвы. Я не попрощался с Наташей, не убедился в истинности случившегося, и вот отчаянно подбираю слова, стараясь избегать те, которые ставят меня лицом к лицу с реальностью безвременного ухода удивительно красивого человека. Наташа не уставала восхищать меня талантом, внутренней силой, энергией сопротивления всему пошлому, приблизительному и суетному. Она была одним из тех редких людей, от которых не обидно было слышать правду. Этот великий дар, уникальный. С ним надо было не только родиться, но ещё подтвердить его собственной жизнью. Она это делала каждый день, как мне, казалось, с лёгкостью. Но, вот, оказалось, — нет, не так это легко. Оказалось груз, который она тянула, был тяжёл. В наше время, отмеченное торжеством мнимых ценностей, быть искренней и независимой, — дело, требующее непомерных сил. Наташа тратила их щедро, и я в оторопи от того, что уже нет возможности её поблагодарить, сказать с глазу на глаз слова, которых раньше стеснялся. Теперь они звучат как извинение за то, что не успел сделать вовремя. И пусть так звучат. В конце концов, извинение — это единственная не фальшивая форма прощания. 


Адольф Шапиро




Дорогие сотрудники и друзья Наташи Казьминой,

примите мои соболезнования в связи с ее трагической кончиной. Все, кто много лет проработал с Натальей Юрьевной Казьминой в журнале «Театр», никогда не забудут ее, талантливого журналиста, обаятельную, умную, красивую женщину, посвятившую всю свою жизнь театральному искусству.


Александр Вислов




Как горько и жалко, когда уходит близкий человек. Всегда остается чувство вины, что ты что-то не сказал, что-то не сделал. Мы редко встречались, а когда это происходило, говорили, говорили взахлеб, спорили и всегда друг о друге помнили, знали, чем живет каждый из нас.

Друг! Это больно — потерять друга. Потерять человека, который знал тебя еще молодым, смотрел первые твои спектакли, критиковал и обнадеживал.

Наташа! Она могла быть жесткой, непримиримой, принципиальной, но всегда была верной своему делу.

Наташа, дорогая! Прости, прощай. Глубокие соболезнования семье, детям, друзьям. Эта смерть — личная потеря.

Прости.


Александр Кузин




В эту смерть невозможно поверить. «Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному!» — это и о Наташе тоже. Как же несправедлива судьба! Казалось, что только вчера общались, что-то обсуждали, соглашались или спорили. А сегодня человека нет. Человека уникального, доброго, умного, открытого, ласкового. И необыкновенно талантливого. Наташа была критиком от Бога, истинным поэтом в своем деле. Радовалась удачам своих любимцев, но при этом никогда никого не осуждала, не бранила, даже если ей что-то очень не нравилось на нашем театре. Просто очень расстраивалась. И тогда веселые лучики у ее глаз исчезали. Свой «Эрмитаж» любила бесконечно. Готова была бесконечно и с жаром говорить об актерах, о шефе… Мучает мысль: в суете не получалось часто видеться, о чем-то с ней недоговорили, не сказал ей те добрые слова, что должен был сказать. Простите, дорогая Наташа. Буду помнить, сколько буду жив. 

Павел Подкладов




Жалко, не договорили. Четыре часа разговаривали, а оказалось — мало. Она была у нас недавно на премьере, после спектакля убежала — куда-то спешила. Обещала зайти, поговорить…

Юрий Погребничко




Когда теряешь дорогого человека, начинаешь хвататься за то, что с ним связано. За вещи. За воспоминания… Сегодня целый день не могу оторваться от Наташиных статей, рецензий, интервью. Иногда мы обменивались письмами. У неё был свой неповторимый стиль. Она умела писать как никто: умно, чувственно, иронично. И когда мои и её очерки оказывались в сборниках рядом, я всегда радовалась этому соседству. Оно поднимало меня в собственных глазах. Перечитывая ее старые рецензии, я испытываю наслаждение от ее языка, остроумного и точного, находящего то самое Слово, что так емко передает смысл. Вот несколько выхваченных «из Казьминой» строк. Они написаны давно, и даже не столь важно, по какому поводу. Хотя мне как завлиту театра ОКОЛО особенно приятно, что она любила наш театр и с удовольствием писала о Погребничко.

Спектакли Театра ОКОЛО — это такая ручная работа, кропотливый печворк, лоскутная техника, когда творят из того, что под рукой, попутав черт-те что с черт-те чем, а выходят чудеса домашности и уюта. Сначала Погребничко приручает нас, как факир змею из плетеной корзинки. А потом, как фокусник платки из цилиндра, тянет и тянет на свет божий наши и свои воспоминания. И связывает узелком два клубка, твой и свой.

Это как канарейка в шахте для углекопа: висит клетка, поет птичка — значит, кислород еще есть и конец света откладывается.

Мы живем в «фельетонную» эпоху. Это веселое определение Германа Гессе нам сейчас очень подходит. Театральная критика переквалифицировалась в театральную журналистику, рассуждает о том, что модно или немодно. А мода — такая пошлость, пока она не прошла, еще Вахтангов это говорил. 


(по поводу выхода трех постановок «Смерти Тарелкина» в московских театрах):
Объяснить сие совпадение режиссерских интересов только случайностью трудно. Впрочем, и вдруг обострившимся социальным чувством русского театра это событие тоже не объяснишь. Чувство это, как почки у арестанта, давно отбито, и мается пока что на уровне, мягко говоря, спорных деклараций…


Светлана Новикова,
театральный критик, завлит Театра ОКОЛО дома Станиславского




Не могу поверить — как это! Мы же виделись с ней на пресс-конференции, я предварительно звонила ей, очень хотела встретиться. Даже в страшном сне не могло привидеться, что эта встреча — последняя. Кроме того, что я считала ее лучшим театральным критиком, Наташка была для меня близким человеком, Мы с ней всегда вспоминали, как катали коляску с ее маленьким сыном около нашего тбилисского дома, как сидели на балконе в квартире ее сестры на площади героев… А как она помогала мне, когда работала в журнале «Театр». Это благодаря ей я потом попала в «Общую газету», когда осталась без работы в Тбилиси в голодном 93-м. И меня нет в Москве. Невозможно…

Вера Церетели, Тбилиси




Целый день от разных людей слышу потрясенное: умерла Наташа Казьмина.

Те, кто близко ее знал, скажут о ней точнее и лучше, я же просто пытаюсь попрощаться с прекрасным человеком, очаровательной женщиной, замечательным товарищем. Она была моим редактором всего однажды, но это заинтересованное сотрудничество объяснило мне, зачем нужен редактор. Наташе было действительно интересно всё, что я пишу для нее, она задавала по ходу дела вопросы, отвечая на которые я много проясняла для себя самой и так незаметно написала статью. В процессе работы, не видя её, а только переписываясь, я обрела тонкого и глубокого собеседника, так что при нечастых встречах радовалась Наташе как давней подруге. Она умела слушать и слышать, видеть и понимать — эти простые глаголы применительно к ней обретали свой истинный смысл. И ей было так мало лет для смерти.

Я верю, что ТОТ мир лучше. Но нам будет очень не хватать ее здесь.


Ольга Михайлова, драматург




«Людей теряют только раз…»

Не договорили…

Наташа, спасибо тебе за все…


Владимир Малков




Свои соболезнования также выразили:

Елена Алексеева (Санкт-Петербург)
Марина Астафьева
Ольга Барнет
Александр Великовский (Париж)
Татьянап Горина
Борис Гранатов (Вологда)
Виолетта Гудкова
Анастасия Ефремова
Николай Жегин
Александр Иняхин
Алла Кигель (Нью-Йорк)
Владимир Колязин
Юлия Косарева
Нора Кутателадзе
Алевтина Кузичева
Юлия Маринова
Светлана Михайлова
Ирина Озёрная
Владимир Панков
Владимир Поглазов
Евгения Розанова
Майя Романова
Владимир Скворцов
Нелли Сорокина
Татьяна Ткач (Санкт-Петербург)
Леонид Хейфец
Николай Шейко
Наталия Якубова (Будапешт)
Михаил Янушкевич


Другие ссылки

Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Без иллюзий, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Наталья Казьмина, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
«Была такая девочка, влюбленная в театр…», Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Диалог о цензуре, Наталья Казьмина, Алексей Никольский, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Вместо «Дневничка», Александр Калягин, Наталья Казьмина, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012
Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
В связи с трагической кончиной Н. Ю. Казьминой…, 29.11.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009
Кто в доме хозяин?, Наталья Казьмина, «Планета Красота», 2008, №№ 7-8, 07.2008
Как нарисовать птицу, Наталья Казьмина, Планета Красота, 1.12.2007
Пишите поперёк, Адольф Шапиро, Наталья Казьмина, «Театр», № 30, 12.2007
Чехов плюс что-то еще, Наталья Казьмина, «Театр», № 30, 12.2007
Вне грамматики, Наталья Казьмина, Театр, № 1, 2007, 01.2007
Убийство, одиночество и дождь, Наталья Казьмина, «Театр», № 29, 2007
Жизнь прекрасна. Е. Гришковец, Наталья Казьмина, «Театр», № 3, 2006
Поэзия и проза «Эрмитажа», Наталья Казьмина, Первое сентября, 3.09.2005
3 июля театральному режиссеру Анатолию Эфросу исполнилось бы 80 лет, Наталья Казьмина, «Независимая газета», 1.07.2005
Бессмертная смерть, Наталья Казьмина, Планета Красота, № 7-8, 07.2005
Деликатный театр. Жизнь и судьба, Наталья Казьмина, Газета «Дом Актера», 1.06.2005
Дом, где разбиваются сердца, Наталья Казьмина, «Первое сентября», 19.03.2005
О пользе неспешного театроведения, Наталья Казьмина, «Театр», № 4, 2005
Гедда Карбаускене, Наталья Казьмина, «Планета красота», № 1, 2005
Кто держит пуговицу, Наталья Казьмина, «Вопросы театра», 02-04, 2004
Прошло сто лет…, Наталья Казьмина, «Театральная жизнь», № 3, 2004
Ощущение бороды, Наталья Казьмина, «Культура», 18.12.2003
Михаил Левитин. Мотивчик, Наталья Казьмина, Театр, 04.2003
Алхимик Дитятковский, Наталья Казьмина, газета «ДА», 03.2003
Я люблю тебя, Петрович!, Наталья Казьмина, «Культура», 3.10.2002
Три Стуруа и еще один, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 6, 09.2002
«Неудачное свидание с самим собой» [О спектакле «Арто и его двойник»], Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 5, 06.2002
Анатолий Васильев. Магнитная аномалия, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2002, № 4, 02.2002
Михаил Левитин «С годами стало ясно, что все ясно», Наталья Казьмина, Театральная жизнь, 01.2002
Актер, не принадлежный никому, Наталья Казьмина, 2002
Цирк уехал и клоуны разбежались. Жаль, Наталья Казьмина, Вячеслав Полунин, «Культура», 19.07.2001
Вячеслав Полунин: Монолог клоуна, или Пирог из десяти слоев, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2001, № 2, 06.2001
Олимпиада: опыт, материал, урок, Наталья Казьмина, «Вестник Европы» 2001, № 2, 06.2001
Кама Гинкас, Наталья Казьмина, «Культура», 17.05.2001
Ты этого хотел, Жорж Данден!, Наталья Казьмина, 2001
Под нелогичный ход часов, Наталья Казьмина, Советская культура, 28.04.1990