О постановке «Мокинпотта»

Отрывок из интервью Михаила Левитина с Татьяной Бек. 2005 год

Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
«Я всегда был немножко в стороне. Недаром ко мне очень странно относились и завкафедрой, и другие люди, мне всегда говорили: „Вы формалист“. Рано очень, на третьем курсе поставил „Варшавскую мелодию“ в Казани. Потом „Синюю птицу“ в Риге… А потом, когда на пятом курсе возник „Мокинпотт“, он буквально стал легендой: как это, мальчику дали ставить в самом популярном театре страны?..

Потом была защита, и завкафедрой отказалась её принимать, так как после „Мокинпотта“ вышло моё большое интервью в журнале „Юность“. На фотографии я показывал кулак. И вот отказ – потому что она воспитывала скромных людей, и вдруг такой негодяй. Мало того, что поставил спектакль на какой-то чёртовой сцене какого-то чуждого театра, левого, скандального, так ещё кулак показывает! Очень неприлично себя ведущий негодяй, босяк какой-то, а она, завкафедрой, отвечает за моральный облик студентов! Небывалый случай в истории ГИТИСа. А ведь Москва шумела вокруг спектакля, успех был большой. Хейфец её уговорил, она приняла…».

Михаил Левитин


* * *



Т. Б.  А это какой год-то был? И вообще, что это было?

М. Л.  69-й год, премьера «Господина Мокинпотта» на Таганке у Любимова. Это когда я в 20 лет поставил первый спектакль в Москве и сразу в самом знаменитом театре.

Т. Б.  А как это получилось?

М. Л.  У меня есть книга «Чужой спектакль», которую называли когда-то «мемуары тридцатилетнего», и это книга, можно сказать, о струйке собственной крови в чужом организме, в организме театра. Ну, то есть: я – эпизод в театре Любимого, Василий Федоров – эпизод в театре Мейерхольда, кто-то еще – эпизод в каком-то театре. Но эпизоды такие, как выясняется, существенные; и что мы в этом организме чужом? Тогда у меня не было своего театра… но… он существовал. И вот я вошел со своим театром, готовым…

Т. Б.  Ну, а если не секрет, как это получилось, что двадцатилетний парень…

М. Л.  Вы знаете, в этой книге «Чужой спектакль» встреча эта воссоздана. Но трудно в нее поверить, как и во всё в моей жизни, (что прекрасно получалось). Я шел с Сережей Никулиным, сейчас он директор Союза театральных деятелей. Сережа был первым зрителем моего предшествовавшего «Мокинпотту» спектакля «Синяя птица» в Риге у Шапиро в ТЮЗе. Сереже она была очень интересна, и он, кажется, влиял тогда как-то на журнал «Театр», писал о спектаклях, и вышедших, и закрытых. Не помню, написал ли и об этом спектакле, но был ко мне крайне внимателен. Мы как-то случайно прогуливались по Таганке и оказались рядом с Театром на Таганке. Я не любил Театр на Таганке …Я любил Равенских, я любил всё, что было отголоском двадцатых годов. Всё, что не являлось отголоском двадцатых годов, меня не интересовало и, честно говоря, не интересует до сих пор. Другое дело, как понимать эти двадцатые годы.

Т. Б.  Вот именно.

М. Л.  Возможно, они у меня свои, и я их понимаю как отголосок, может быть, будущего театра, а, может быть, своего театра… И вот оказавшись у этого здания, я помню, он даже назвал его мазанка, такая белая… как на Украине, где я родился, Сергей говорит: «Что ты собираешься делать?». Я говорю: «Я еще не знаю. Пятый курс».

Т. Б.  Где вы учились?

М. Л.  У Завадского в ГИТИСе. 

Т. Б.  Потом тоже немножко расскажете. Мне всегда интересно, где человек учился.

М. Л.  Расскажу, да… И я говорю: «Не знаю. Ну, где-то найду диплом. Вот у меня переговоры с Вахтанговым…» Он говорит: «Ну, купи мне мороженое, поднимись к Юрию Петровичу в кабинет, и он тебе даст спектакль». Это я забыть не могу.

Т. Б.  Два каких-то авантюриста.

М. Л.  Да, два авантюриста. Я купил ему мороженное, я помню хорошо, и поднимаюсь в этот театр, впервые со стороны служебного входа. Там есть особенность одна: Юрий Петрович – это руководитель с открытой дверью. Его кабинет всегда открыт. Я потом понял этот секрет и хитрость, к сожалению, не могу до конца это использовать: пусть входит кто угодно, но человек не спросит ничего сложного и интимного в присутствии массы людей.

Т. Б.  Да. Очень тонко.

М. Л.  Это специально открытая дверь. Закрывает он ее, когда ЕМУ что-то надо. Ему!

Т. Б.  Это вы уже как писатель замечали.

М. Л.  Нет-нет, я замечал это всегда как… может быть, как писатель. Я прошел через приемную, в которой всегда масса ассистентов, людей, жаждущих быстрой славы. А театр шесть лет существовал и слава его была немыслимая… какая-то непомерная.

Т. Б.  Это я помню.

М. Л.  Он меня встретил, помню голубой джинсовый костюм на нем был, мальчишеский, и привычка смотреть не в глаза, а в пупок, особенно когда он не знал собеседника. Он мне в пупок смотрит: «Что вы хотите, здравствуйте, как вас зовут?»… И я сказал: «Я хочу поставить у вас спектакль». А он говорит: «Какой?» Я говорю: «„Командарм 2” Сельвинского». А он: «Ну, Мейерхольд-то ставил уже этот спектакль». – «Ну и что? Ну, ставил». Он говорит: «Хорошо. Расскажите, как вы хотите поставить»… Я вам почти пересказываю главу из «Чужого спектакля», настолько я не помню своей жизни театральной, настолько я не сумел бы написать мемуаров ни об одном своем спектакле, ничего не помню. Но вот вокруг, я кажется, помню. Я стал ему рассказывать, и ему понравилось, что там должны быть какие-то бабы скифские и солдаты, которые от нечего делать камнями бросают в камень. Ему понравились какие-то мои кусочки, он понял, вероятно, что там есть мышление… Я потом сформулировал, что разговаривал с ним не как с худруком, а как с артистом, а артиста я мог покорить… И вот он говорит мне: «Хорошо. Я вам сейчас дам пьесу, и вы начнете ее делать через два дня, но это не будет „Командарм 2”». Я говорю: «А что за пьеса, которую вы мне дадите?» – «Петера Вайса „О том как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился”». – «Ну, я прочту?» – «Читайте». И я прочитал пьесу.

Т. Б.  Перевод Риты Райт, да?

М. Л.  Льва Гинзбурга. Хор-роший перевод, но слишком для меня политична. Там господин Мокинпотт попадает в разные обстоятельства нашей жизни: в тюрьму ни за что попал, в это время жена его бросает, с работы его выгоняют, человек теряет права, теряет права, обращается к государству и так далее, и так далее. И я сказал: «Она в стихах, это уже хорошо, потому что все пьесы должны быть в стихах». У меня была тогда такая идея – надо ставить только пьесы в стихах. Я и до сих пор в этом убежден, поэтому я ритмизую тексты… Театральный текст не может быть текстом жизни. Пафос театра предполагает иной способ выражения. И текст театра – это поэзия, в буквальном смысле слова. Это сразу дает мне возможность строить другую пластику, строить сложную композицию, предполагает некую образность и режиссуру.

Т. Б.  Да, но ведь очень много пьес в двадцатом веке было как раз прозаизировано. Вампилов, Володин…

М. Л.  Я и не люблю… Володин другой разговор, потому что у Володина тяготение к поэтической интонации…Недаром он сам писал (хорошие стихи)… и он создатель нового диалога. Когда человек создает новый диалог, то необязательно, чтобы он был стихотворным, ритмическим. Это не надо сочинять, это надо услышать… Но новый диалог услышать или владеть им от рождения почти никому не удавалось. На моем веку – это Эрдман, это Володин и это Жванецкий. Как ни странно… Там были стихи, а стихи, если хорошо написанные и легкие, как «Сирано де Бержерак», любимая моя пьеса, то можно ставить, можно найти там себя. В поэзии вообще человек себя может обнаружить.

Т. Б.  Ну если это ТАКОЙ человек. А некоторые там вообще не могут даже находиться.

М. Л.  …И он мне разрешил, Любимов. Он был хитрый, как каждый главный режиссер, как я сегодня. Он попросил меня принести распределение, а я ничего не знал, я слышал одну песню Высоцкого в то время: «А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты». Я никакого значения не придавал Высоцкому, ну никакого! Я сделал распределение, в которое я вбухал всех ведущих артистов, непохожих друг на друга совершенно, я напихал их от незнания этого театра и от самоуверенности… Я назначил сразу Губенко Мокинпоттом, Вурстом – Высоцкого, женой – Демидову и Славину одновременно, адвокатом и врачом – Веньку Смехова… И самое главное, потом это обнаружилось, у меня был на крошечную роль без слов – лучший артист на Таганке всех времен, давно ушедший оттуда, Рамзес Джабраилов. Он-то и стал главным персонажем… Всё это я начал репетировать… отчаянно и очень трудно. Недоверие к пацану гигантское. Входит приготовившийся к репетиции Губенко. С опозданием приходит Высоцкий, стоит на пороге, смотрит на меня, а я говорю: «Здравствуйте, Владимир Семенович». – «Володя». – «Здравствуйте, Владимир Семенович». – «Володя». Это продолжается очень долго. Наконец на пятый раз: «Володя» – «Ну ладно». Они садятся рядом друг с другом и смотрят на меня. Вы человек нетеатральный, поверьте, ничего нет труднее, но я овладел этим методом на Таганке: весь способ работы заключался в том, что я показывал им сцену, ВСЮ, от начала до конца за ВСЕХ персонажей. Возможности поиска были отметены сразу. Мне говорили: «Найди, покажи, мы оценим, если нам понравится, мы сделаем».

Т. Б.  А если не понравится?

М. Л.  Если не понравится, выгоним к едрени матери из театра… Но в итоге они меня приняли безусловно, так как я был готов. Они не знали, что я возвращался к себе домой в Пушкино к Маше и несколько часов лежал на деревянном полу лицом вниз, ТАК я уставал… Затем произошла какая-то странная история – однажды мне Юрий Петрович говорит: «Вы можете на 20 минут позже начать репетицию, мне надо поговорить с актерами». Я говорю: «Пожалуйста». И я остался в репетиционном зале, а там динамики всюду, как у нас, и я слышу, как он говорит актерам в большом зале: «Мне стыдно за вас. В театр впервые пришел интеллигентный человек». Это уморительный текст!

Т. Б.  Но что случилось, что он счел нужным так сказать?

М. Л.  Что-то, наверное, случилось. Возможно, на репетиции перестал приходить Володя.

Т. Б.  Ну, запил, наверное.

М. Л.  Он так мне все время и говорил: «Не назначайте его он болеет». Слово «болеет» мне было не ясно. А он говорит: «Ну, всякое может быть, но, Миша, я вас очень прошу, ну отнеситесь серьезно к его болезни». Я ничего не понимал, я был возмущен. И однажды, после 5 часов дня, а в театре обычно в это время никого нет, я иду, и по лестнице из буфета наверху спускается Володя, в кепке какой-то. И я ему говорю: «Владимир Семенович, почему вы не ходите на репетиции?» А он мне: «Когда мы научимся понимать друг друга?!».

Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010