РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов»

В этом театре работают исключительно клоуны и клоунессы

Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Худрук «Эрмитажа» и нас, зрителей, произвел в ковёрные, так как, на его взгляд, всё человечество делится исключительно на Рыжих и Белых, которые время от времени меняются местами.

«… надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе», уверял нас Михаил Зощенко в рассказе «Тридцать лет спустя» из детского цикла «Леля и Минька». Исходя из писательского совета, резюмируется несомненное: Московский театр «Эрмитаж» жалеет людей, любит своих зрителей и считает их хорошими, так как уже в самом начале нового сезона просто завалил их подарками.

Целых три премьеры были подарены зрителю в течение уже только первого новосезонного месяца. Сначала брутально-изысканная «Моя тень» Михаила Левитина, поставленная по известной пьесе Евгения Шварца, с актером РАМТа Евгением Редько, блестяще сыгравшим, в лихом окружении эрмитажного ансамбля, одновременно и Ученого и его Тень. Следом на Малой сцене театра случилась премьера прелестного спектакля «Фокусник» по пьесе Александра Володина «Загадочный индус» в постановке приглашенного режиссера Андрея Тупикова, с интересным сценографическим решением Гарри Гуммеля и великолепными актерскими работами Алексея Шулина, Дарьи Белоусовой, Кати Тенеты и др. И завершила эту триаду премьера спектакля «Лёля и Минька в Школе клоунов», поставленная Михаилом Левитиным-младшим на новой, третьей эрмитажной сцене театра, открывшейся в прошлом сезоне. Да, да, она так и называется – «Школа клоунов».

В сочинённом Гарри Гуммелем камерном пространстве небольшого зала с невысокой ступенькой сцены и десятком коротких рядов, кроме разновозрастных зрителей (спектакль способен осчастливить и детей и взрослых!) со стен внимательно следят за происходящим лучшие клоуны мира, эталоны блистательного юмора и артистизма: Чаплин, Енгибаров, Никулин, братья Ширман, Грок, Попов, Полунин… Они здесь уже второй год присматриваются к искусству этого театра. И невозможно сфальшивить под их общим – смехо-творящим! – взглядом. Правда, актёры «Эрмитажа» и не умеют этого делать. Зато умеют всё остальное, включаемое в профессию. Как и положено клоунам. А в этом эксцентрическом театре работают исключительно клоуны и клоунессы. Художественному руководителю «Эрмитажа» Михаилу Левитину-старшему других не надо. Он всех своих актёров обратил в них. Для него клоун – почётное звание высшего актерского ранга. Да и сам Левитин, понятное дело, клоун.

Но всего этого ему мало. Худрук «Эрмитажа» и нас, зрителей, произвел в ковёрные, так как, на его режиссёрский взгляд, всё человечество делится исключительно на Рыжих и Белых, которые время от времени меняются местами.

Итак, в этом театрально-цирковом пространстве разворачивается новая эрмитажная буффонада. Театральный дебют тридцатилетнего кинорежиссёра Михаила Левитина-младшего.

Щедрой рукой худрук «Эрмитажа» выдал сыну для этой постановки одних из самых лучших и любимых своих клоунов – Ирину Богданову, Евгения Кулакова и Юрия Амиго. Честно говоря, идя на спектакль, я верила только в эту троицу, вовсе не теша себя надеждой по поводу режиссуры. Я не видела Мишиных киноработ. Кто-то хвалил мне его фильм «Взаимность», в котором, кстати, снимался Амиго, но, как известно, театр с кино если и родственники, то дальние, в отличие от двух режиссеров Левитиных, ставящих теперь спектакли под одной крышей. Было немного тревожно, потому что «Леля и Минька» – из моего «наизустного», пользуясь словечком, придуманным Хармсом. Я в детстве сдавалась на «горчичники» только под них, а горчичники мне тогда ставили, ох, как часто…

– Ну, по крайней мере, – думала я, – Левитин-старший не допустит провала сына и вытянет спектакль. Подобное случается в театре.

Ошиблась я тогда счастливейшим образом.

Этот звенящий, орущий, гудящий калейдоскоп из картинок разноцветного детского счастья, фонтанирующий незабываемым зощенковским юмором, виртуозным словом и мудростью, был явно поставлен Левитиным-младшим самостоятельно. В стилистике спектакля, конечно же, присутствует дань «Эрмитажу», театру, взрастившему режиссёра. Используя здесь прямые и косвенные цитаты из отцовского магистрального «Хармса! Чармса! Шардама! или Школы клоунов» (шар в размер серебряных «хармсовских», отдельные интонации и акценты), младший Левитин одновременно и благодарит театр за детство, взросление, формирование в его стенах, и протягивает ниточку к сегодняшней «Школе клоунов», в которой он поселил Лелю с Минькой – любимых персонажей из своего, моего и вашего детства. Да, цитаты, стилистическая окантовка – и только, а всё остальное – режиссёрские ходы, сценические метафоры и ритмы не спутаешь с папиными. Не случайно актеры «Эрмитажа» здесь – обновленные, играют мягче, добрее и, пожалуй, естественнее, чем в более мускульных спектаклях Левитина-старшего. И в этом театральном дебюте уже видно, что младший Левитин – нечастый обладатель режиссёрской харизмы.

В основе текстовой композиции – пять рассказов из цикла «Лёля и Минька»: «Ёлка», «Бабушкин подарок», «Галоши и мороженое», «Не надо врать», «Великие путешественники». Плюс – отдельные вкрапления из других зощенковских текстов. На сцене – дверь, куда втаскивали елку, письменный стол, с пишущей машинкой, высокий стул и новогодняя гирлянда из пожелтевших рукописей (вспомнилось, как поэт Лев Озеров уверял меня, что в доме надо вешать не портреты любимых писателей, а их рукописи, мол, они поведают об авторах куда больше, чем отпечатки их лиц). Перед сценой небольшая трибуна и крутящийся круглый стул. Оформление, костюмы (Гарри Гуммель) и реквизит просты и лаконичны, как в цирке, как, собственно, и стилистика самого Зощенко. Все сюрпризы-хлопушки изнутри, все ружья стреляют.

Рассказы населены множеством персонажей. Кроме заглавных героев, здесь есть еще их папа с мамой и бабушкой, гимназический учитель, гости, дачный приятель Стёпка и другие, Всех их режиссёр разделил на троих актёров, дав им тем самым наперевоплощаться всласть. Евгений Кулаков играет и пятилетнего, и взрослеющего, по ходу спектакля, мальчика Миньку, и его папу, и совсем взрослого уже, сорокалетнего писателя Зощенко, ведя спектакль от его лица. Ирина Богданова здесь и Лёля маленькая, и Лёля взрослая, и мама. Вот только бабушку играет не она. В программке обозначен третий герой спектакля – Клоун. Его нет в рассказах Зощенко, это уже придумка режиссёра, персонаж, проникший в действо из пространства зала, из «Школы клоунов», прямая связь с концепцией «Эрмитажа». Клоуна блистательно играет Юрий Амиго, пожалуй, самый смешной левитинский актёр. У него в этом спектакле просто великий разгул перевоплощений. Он здесь не только вредная бабушка, обожавшая внука и не выносившая Лёлю, но и разнообразные тёти, приходившие в гости, и тряпичник, и мороженщик, и учитель-садюга, с плотоядным сладострастием озвучивающий свои отметки в дневнике маленького Миньки: «Единица! Неуд! Кол!! Двойка по поведению!!!». Мало того, он здесь и мальчик Стёпка, увлёкший героев в великое путешествие и, наконец, – Ёлка! Зритель и маленький и большой просто умирает от хохота, когда Амиго-Ёлка, безумно страдая, вскрикивает каждый раз, когда герои срывают с него пастилки, игрушки и впиваются зубами в висящие на его ветках крымские яблочки.

Не менее виртуозны здесь и работы Богдановой с Кулаковым.

Актерский путь от представления мрачного в жизни Зощенко, читавшего свои рассказы, по воспоминаниям Юрия Олеши, «железным голосом… с выражением почти военного презрения на лице», до очень трогательного, светлого, нежного и наивнейшего маленького Миньки, пройден Евгением Кулаковым безгрешно, со свойственным его органике замечательным юмором одессита.

Ирина Богданова, сыгравшая в спектакле девочку-оторву, просто клоунесса высшего уровня. Ее хитроумная и практичная Лёлька, для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых, всеми правдами и неправдами отрывая их от младшего братишки, почти буквально ходит на голове. Вернее, не ходит, а бегает, скачет, носится, бесконечно кипит ¬эта маленькая, добрая и очень смешная фурия. Глядя на искусность ее реприз, понимаешь, что она может ВСЁ. Как в своё время могла ВСЁ Любовь Полищук в «Школе клоунов» 80-х годов. Как, собственно, и положено уметь ВСЁ супер-клоунессам.

В конце каждой сцены-рассказа, звучит авторское резюме, «золотые слова», по определению самого Зощенко. Такие, например, как после истории с проданными детьми галошами гостей, чтобы купить мороженое: «И даже теперь, дети, когда я стал взрослый, даже немножко старый… кушая мороженое… по детской своей привычке думаю: “Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?”». Звучат они по-мудрому назидательно, а вовсе не поучающе, что бывает свойственно исключительно настоящим взрослым, то есть очень вредным и занудным, таким как учитель и бабушка. Звучат очередным подтверждением того, что спектакль этот – Школа. Школа для невзрослеющих взрослых и их детей. Школа клоунов, клоунесс и клоунят, коими являются все, кто умеет хохотать до икоты, ржать без устали, до упаду, до седьмого пота; все, кто может нас вот так рассмешить, кто нас любит и жалеет, потому и дарит нам такие подарки. И, конечно же, у тех, кто подарил, и у тех, кто получил их, у всех клоунов, клоунесс и клоунят в этом зале, по подтверждению Михаила Зощенко, тотчас же становится прекрасно на душе. Ведь разве «детство – это болезнь, чтобы оно могло пройти? Нет. Детство не закончится никогда».


Оригинал статьи






Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010