Все счастливо сошлось

Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015




Кем-то было замечено: «читая с карандашом, — читаешь дважды». Очень давно где-то вычитал. И, знаете, навсегда привилось…

Крупный режиссер, с которым мне довелось общаться, однажды неожиданно воскликнул в сердцах: «Знаешь, что меня безумно удручает? Вот умру, какому-то… чудаку достанется моя библиотека, а там в каждой книге на полях мои пометки… Ему-то они зачем?!» Книга для него была абсолютно живым существом. Любопытно, что даже спустя много лет после того, как из жизни ушел его друг, очень близкий и дорогой человек, он не мог простить ему одной скверной привычки — не отдавать книги, которые тот часто брал из его домашней библиотеки.

Книга — предмет одушевленный. В особенности, когда держишь перед собой талантливо написанную и талантливо оформленную художником книгу.

Здесь пора пригласить к разговору замечательного художника, лауреата многочисленных наград, как в России, так и зарубежом, академика Академии графического дизайна Евгения Добровинского. Я беседовал с ним о новой книге, которую чуть позже представлю читателю.

— Конечно! Книгу и надо рассматривать как живое существо.

— Ваша с Левитиным книга о Фоменко могла бы стать рекламой, утверждающей превосходство бумажной книги над электронной. На бумажной — что для меня важно, — удобно делать пометки. Хотя это далеко не единственное ее достоинство.

— Ну а как же! Обрати внимание, какие в нашей книге поля. Заметки на полях — это значит, с книгой работали! И это важно.

Перед тем как продолжить разговор с Добровинским, необходимо рассказать о предмете нашей беседы. Издательство «Искусство — XXI век» и «Театр Мастерская Петра Фоменко» выпустили книгу о Петре Наумовиче Фоменко. Ее написал художественный руководитель театра «Эрмитаж», писатель, автор и ведущий многих телевизионных программ на канале «Культура», многолетний друг Фоменко Михаил Захарович Левитин. С просьбой, чтобы именно он написал эту книгу, обратились театр и родственники Петра Наумовича. То обстоятельство, что их связывала долгая дружба, взаимный профессиональный интерес и глубокое понимание — у Левитина в «Листе седьмом» об этом написано: «Нас заперли в эту клетку мира и разрешили быть свободными», — счастливо подсказали этот выбор.

Название книги — «В поисках блаженного идиотизма» — уже определяет, на мой взгляд, попытку автора осуществить бесстрашный прыжок в самую глубину характера Фоменко, которая в книге Левитина видится и вовсе бездонной. Структура текста подчеркивается жанровым подзаголовком — «Разрозненные листы».

— Женя, мы с тобой были первыми слушателями некоторых «разрозненных листов», которые нам читал Левитин. Но потом ты первый прочитал всю книгу, ты с ней подробно работал, поэтому мне важно услышать твое мнение. 

— Такой книги я еще не читал. В ней есть форма традиционная, но, с другой стороны, есть элементы, которые эту традиционность разбивают. В ней присутствует разомкнутость — и одновременно она очень собранная…

— Что тебя больше интересовало как читателя, как художника? Характер героя, среда его обитания? Мне необходимо понять, каким образом к тебе пришло или «явилось», так скажем, решение макета книги, которое, на мой взгляд, почти невероятно совпало с замыслом автора?!

— Скорее всего, меня подталкивала форма левитинской прозы. Немного рваная, очень откровенная. Написано с любовью к Фоменко, написано очень бесшабашно, что ли. Возникал некий дуализм, какая-то игра. Мне трудно анализировать, но, пока читал, было ощущение, что я сижу за столом, за которым люди, хорошо знающие Фоменко, просто разговаривают. Это очень подкупило. Меня не покидало ощущение, будто собрались друзья, которые о Петре Фоменко много знают, и вот они вспоминают…

— Могу я предположить, что тебя занимал не только сам Фоменко, но и среда театра, игровое пространство, в котором пересекались люди, судьбы, события?

— Безусловно. Театр — это место, где много неправды. Актеры вынуждены говорить чужой текст. Я часто думал: «Какая чудовищная профессия! Как один человек может стимулировать много людей, чтобы они в определенное время выдавали актерскую продукцию на гора в ансамбле?» Для меня это уму непостижимо (смеется) — как для всякого человека, который работает в абсолютной тишине, в одиночку… Я присутствовал на репетициях у многих режиссеров. Конечно, у Левитина. Бывал у Фокина, Райхельгауза, у других режиссеров. Но я никогда не понимал этой профессии, для меня это какая-то магия, тайна. А в книге я ощущал некую гармонию, которую мне захотелось реализовать.

— Думаю, каждый, кто эту книгу не только прочтет, но и подержит в руках, лучше поймет, о чем у нас идет речь. Меня поразило то, как ты нашел отклик на прозу Левитина в конструкции книги, ее пластике, верстке…

— Благодаря перечисленным тобой элементам создаются ощущения, которые воспринимаются исподволь. Ты же обратил внимание — на разворотах книги много белого?

— Конечно, твоим полям готов сложить оду!

— Часто книжные развороты — нечто серое, с узкими полями, и они столь малы, что их просто не замечаешь. Будто погружаешься в крошево из мелких букв. В этой книге не так. Здесь серый прямоугольник набора окружен белым, большим белым. Он собран и локализован, отделен от окружающей действительности… Это как картина без рамы — и картина в раме.

— А отвалившийся блок, в сущности, — пластическая метафора левитинской прозы, как и тисненая обложка на грубой серой бумаге… Не так ли?

— Все, что содержится в тексте, художнику необходимо проявить своими средствами. Часто книги бывают очень претенциозные, со многими новациями. Значительно сложнее сделать, чтобы средства были достаточно жесткие, традиционные, и одновременно проявлялась бы заложенная энергия проектирования — не за счет формальных приемов, а благодаря соответствию текста и художественного решения книги. Это единственная надежда на качественный исход работы. В данном случае, я не о своей книжке говорю, такой подход является высшим пилотажем. И единственным, единственным!!

— Что для тебя сложнее: найти общее решение или потом воплотить его в деталях?

— Работа дизайнера, а это очень важная вещь, состоит из системы ограничений. Мне интересно работать с ограничениями.

— Они, очевидно, стимулируют фантазию?

— Я с тобой согласен, но главное — мне понравился этот текст. В нем есть какой-то особый нерв, который мне придавал, может быть, это высокопарно, вдохновение…

— От тебя же, да и от Левитина я слышал, что театр, издательство, родственники дали вам полную свободу выражения. 

— Да! И я безмерно всем им благодарен! Мне оставалось только сформулировать все смыслы и задачи, которые передо мной ставила литература Левитина, — а это большое удовольствие. Это как руководить оркестром. Когда же решение созрело, то дальше уже работал чисто математический подход: это к этому, а это требует такого-то решения и т.д. Мы сверстали книгу за три дня. На одном дыхании. 

— А теперь она так на одном дыхании и читается!

— Все очень счастливо сошлось…

P. S. В «Театре Мастерская Петра Фоменко» 10 сентября прошла презентация книги Михаила Левитина «В поисках блаженного идиотизма» Своими впечатлениями, как всегда, остроумно и очень эмоционально поделился замечательный журналист и фотограф Юрий Рост. Позволю себе процитировать одну его мысль: «Необыкновенный человек написал о необыкновенном человеке, слепил (книгу. — А. Е. ) тоже необыкновенный человек… И тот, кто прочтет эту книгу, тоже будет необыкновенный человек».

  



Фото Александра Ешанова


Оригинал статьи


Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010