Викторина Кураж: ответы Надежды Скорописцевой

10.12.2011
Посмотреть вопросы викторины…

Все итоги викторины — в новости от 10 декабря…



1. Пьеса «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder) — драматическая пьеса Бертольта Брехта, носящая подзаголовок «Хроника времен Тридцатилетней войны», написана в Швеции осенью 1939 г. В написании пьесы Брехту содействовала Маргарете Штеффин (Margarete Steffin). Источником пьесы послужила повесть немецкого прозаика XVII в. Ганса Якоба Кристофеля фон Гриммельсгаузена (1621-1676) «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж» (“Ausfuhrliche und wunderseltsame Lebensbeschreiibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courage” — 1670), которая является своеобразным продолжением прославленного романа Гриммельсгаузена о Симплициссимусе и вместе с двумя другими повестями входит в цикл «Симплицианских сочинений». Гриммельсгаузен показывает читателю события Тридцатилетней войны, участником которой он сам был с 1635 до 1657 г. в качестве конюха, рядового солдата, писца.

2. Премьера «Мамаши Кураж» состоялась 19 апреля 1941 года в Цюрихе (Швейцария), в театре «Шаушпильхауз» с участием немецких и австрийских эмигрантов. Режиссер спектакля — Линдберг, художник — Тео Отто.
После премьеры 1941года Брехт переписал некоторые картины пьесы. Новый текст был использован в послевоенной постановке берлинского «Дойчес teaTep», которым в то время уже руководил исполнитель роли Эйлифа в Цюрихе Вольфганг Лангхоф. Премьера спектакля состоялась 11 января 1949 г. Режиссеры — Бертольт Брехт и Эрих Энгель, художники — Тео Отто и Генрих Клингер, композитор — Пауль Дессау. Роли исполняли: Кураж — Елена Вайгель, Эйлифа — Эрнст Калер, Катрин — Ангелика Хурвиц, повара — Пауль Бильдт, Иветты — Рената Кейт, священника — Вернер Хинц. С этим спектаклем родился будущий театр Брехта «Берлинский ансамбль» («Берлинер ансамбль»). В 1954 году спектакль театра «Берлинер ансамбль» «Мамаша Кураж» получил 1-ю премию на Международном театральном фестивале в Париже.
В 1950 г. Брехт при участии художника Тео Отто поставил «Мамашу Кураж» в мюнхенском театре «Каммершпиле», повторив в основном берлинский спектакль, но приспособив егр к индивидуальным особенностям актеров: Кураж — Тереза Гизе, Эйлиф — Ганс Христиан Блех, Катрин — Эрни Вильгельми, повар — Фридрих Домин, священник — Петер Люр, Иветта — Ирмгард Лапслен.
Далее «Мамашу Кураж» поставили многочисленные театры ГДР и ФРГ. Некоторые из них:
Гамбург, октябрь 1952 г. Режиссер — Ганс Лицау, художник — Конярский. В ролях: Кураж — Ида Эре, Катрин — Хильда Краль.
Маннгейм, май 1953 г. Режиссер — Пауль Риди, художник — Ганс Генрих Палич. В ролях: Кураж — Клара Вальдбрель, Катрин — Альдона Эрет.
Бремен, декабрь 1955 г. Режиссер — Ганнес Рацум, художник — Манфред Милгер.
Геттинген, сентябрь 1956 г. Режиссер — Эбергард Мюллер-Эльмау, художник — Вильгельм Преториус. В ролях: Кураж — Грета Вурм, Катрин — Альдона Эрет.
Штутгарт, май 1958 г. Режиссер — Э. — Ф. Брюкльмайер, художница — Лени Вауэр-Энн. В ролях: Кураж — Мила Копп.
Франкфурт-на-Майне, 20 мая 1958 г. Режиссер — Гарри Буквиц, художник — Тео Отто. В ролях: Кураж — Тереза Гизе.
За двенадцать лет, с 1949 по 1961 г., в театрах ГДР были осуществлены двадцать три постановки «Мамаши Кураж».
Про остальные страны тоже можно написать, но вопрос все-таки был о премьерном спектакле…

3. В первой постановке «Мамаши Кураж» в Цюрихе (Швейцария), главную роль играла немецкая актриса Тереза Гизе.


Тереза Гизе в роли Мамаши Кураж в пьесе Бертольда Брехта. Портрет Гюнтера Ритнера, 1966

4. Кто самая известная исполнительница этой роли?
Интересный вопрос, может быть и с подвохом. Самая известная исполнительница — известная актриса с мировым именем? Или актриса, которая запомнилась зрителям ярче всех в данном образе?
Думаю, что ярче всего запоминается экранизация пьесы. Их было две. В нашей стране всем запомнилась Людмила Касаткина в роли Мамаши Кураж в экранизации пьесы Брехта режиссером Колосовым «Дороги Анны Фирлинг» в 1985 году.
В Германии, несомненно, Хелена Вайгель. Она не только играла Мамашу Кураж в театре, но в 1959 году, вдова Брехта, Хелена Вайгель (Helene Weigel) сыграла главную роль в одноимённой экранизации пьесы «Мамаша Кураж и её дети». Режиссёрами фильма были Петер Палитцш и Манфред Векверт.


5. Какие композиторы писали для Брехта?
Крупнейшие композиторы Германии сотрудничали с Брехтом, создав на материале его пьес и стихов оперы, балеты, кантаты, оратории, баллады и песни. Вспомним имена Ганса Эйслера, Курта Вайля, Пауля Дессау, Пауля Хиндемита, Карла Орфа.
Курт Вайль (Kurt Weill) (1900-1950), немецкий композитор. «Трёхгрошовая опера» (1928).
Ханс Эйслер (Eisler) (1898-1962), немецкий композитор, педагог. Пьеса «Высшая мера», 1930г.
Пауль Дессау — «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сезуана».
Также он создал музыку для таких пьес Брехта, как «Господин Пунтилла и его слуга Матти», «Мужчина есть мужчина», а также к постановке «Дон Жуана» и др. В 1949 г. он написал оперу «Допрос Лукулла» на либретто Брехта, премьера которой должна была состояться в марте 1951 г., но руководству театра не понравилось название оперы.
Пауль Хиндемит (нем. Paul Hindemith) (1895 — 1963). Написал музыку к «Поучительной пьесе» Бертольда Брехта (1929).
Карл Орф. «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).


На фото: Эрих Энгель, Бертольт Брехт, Пауль Дессау, Елена Вайгель. Репетиция спектакля «Мамаша Кураж» в Немецком театре.


6. Кто переводил Брехта на русский язык?
Впервые пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» на русский язык с немецкого была переведена Соломоном Аптом, опубликована отдельным изданием и в однотомнике: Б. Брехт, Пьесы, М, «Искусство», 1956. В последствии перевод Бориса Заходера и Всеволода Розанова.
«Трехгрошовая опера» Б. Брехта была переведена на русский язык в 1928 году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем для Камерного театра А. Таирова.
Перевод Соломона Апта впервые напечатан издательством «Искусство» в 1958 году отдельной книжкой. Перевод Е. Эткинда сделан в 1963 году. И тогда же поставлен Ленинградским театром им. Ленинского комсомола. В 2008 году Кирилл Серебренников заказал новый перевод для спектакля в МХТ им. Чехова: Перевод пьесы — Святослав Городецкий; Перевод зонгов — Юлий Гуголев, Алексей Прокопьев.
А также Илья Фрадкин, Александр Големба.
Можно, конечно, расписать про каждую пьесу, кто переводил на русский язык и когда…




7. Где похоронен Брехт и что написано на его надгробии?

14 августа 1956 — Брехт умер в Восточном Берлине. Похоронен на кладбище в Доротеенштадте. На камне написано Bertolt Brecht, как он это и хотел.

Могила Бертольта Брехта на кладбище в Доротеенштадте.
Берлин. Основанное в 1762 году кладбище в Доротеенштадте (Dorotheenstädtische Friedhof) — последнее пристанище многих известных деятелей искусства и культуры. Здесь покоятся писатели Генрих Манн, Анна Зегерс, Арнольд Цвейг и Йоханнес Р. Бехер, философы Фихте и Гегель, драматург Гейнер Мюллер и знаменитая творческая пара: Елена Вейгель и Бертольт Брехт. Кладбище включает в себя еще и французскую часть, открытую в 1780 году для берлинской общины гугенотов. Территория кладбища — это романтичный островок тишины посреди большого города.





Рядом с кладбищем находится музей-квартира Брехта и Вейгель (Brecht-Weigel-Gedenkstätte), в последнем доме, где жил строптивый писатель и добровольный гражданин ГДР. 












8. Членом какой партии состоял Брехт?

Брехт никогда не был членом какой-либо партии в отличие от своей супруги, Хелены Вайгель, которая была членом Коммунистической партии Германии. 
Однажды, когда по пути из дома в театр в июле 1953 года Брехт пропускал колонну советских танков, движущихся к Stalinallee, чтобы подавить восстание рабочих, он махал им рукой, и - он описал этот день в своем дневнике — в тот момент у него впервые в жизни (он никогда не был членом партии) возник соблазн вступить в Коммунистическую партию. 

9. Кто первым поставил Брехта в нашей стране? Какую пьесу? В каком театре? В каком году?

В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», которую ему передал сам автор. На русский язык пьеса была переведена в 1928 году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем. Спектакль был поставлен в московском Камерном театре к 15-летию театра — в конце января 1930г.
Режиссёры — А. Таиров и Л. Лукьянов, оформители художники братья Стенберги.
Роли исполняли: Макхит — Ю. Хмельницкий, Пичем — Л. Фенин, Селия Пичем — Е. Уварова, Полли — Л. Назарова, Дженни — Н. Ефрон, Люси — Е. Толубеева, Браун — И. Аркадин. 
Спектакль шел под названием «Опера нищих» и был сделан в жанре политического ревю.

Пьесу Брехта Таиров получил из рук автора, будучи в Берлине на гастролях. Подготовка спектакля отличалась особенным отбором актеров: был организован конкурс на главные роли. На Мэкки-Ножа претендовали восемь актеров, умеющих петь, танцевать и играть драму. После тщательного отбора роль досталась Юлию Хмельницкому.
Из книги Юлия Хмельницкого «Из записок актера таировского театра»:
Каким-то образом пьесу Брехта получил и Театр сатиры. Там считали, что такое произведение должно идти только в их театре. Никому не желая уступать права на постановку, они распределили роли и приступили к работе.
Одновременная постановка в двух московских театрах одной и той же пьесы не устраивала ни сами театры, ни театральное начальство.
Началась тяжба. На стороне Камерного театра в первую очередь был высокий авторитет Александра Яковлевича Таирова. Он доказывал, что пьеса Брехта как будто специально создана для Камерного театра — театра синтетического, осуществившего ряд комедийных, сатирических и музыкальных спектаклей, что актеры театра владеют искусством острого рисунка. Кроме того, почти готово оформление, сделанное по макету братьев Стенбергов. Наконец, у Таирова в запасе был еще один очень веский аргумент. Будучи в Берлине, он приобрел ряд музыкальных инструментов, позволявших оркестру вносить в музыку джазовые интонации, что диктовалось партитурой Курта Вайля. В те годы джаз в нашей стране не был в почете, и такие инструменты достать было невозможно.
В итоге тяжба с Театром сатиры закончилась в пользу Камерного театра. Таиров добился права на осуществление первой в Советском Союзе постановки пьесы «Трехгрошовая опера». У нас она шла под названием «Опера нищих» (это название английского первоисточника, по которому Брехт создавал свою пьесу). В 30-е годы Камерный театр был единственный в стране, где шла пьеса Брехта
.

10. Отечественные исполнительницы роли мамаши Кураж? Режиссёры этих версий?
Называю спектакли, поставленные в СССР. А потом уже в России. 
1. В 1960 году Московский академический театр им. Вл. Маяковского — «Мамаша Кураж и ее дети». Постановка Максима Штрауха, перевод Бориса Заходера и Всеволода Розанова, текст песен С. Болотина и Т. Сикорской, художник — К. Кулешов. В роли Мамаши Кураж — Юдифь Самойловна Глизер, Эйлифа — А. Ромашин, Катрин — Т. Карпова, повара — П. Аржанов,священника — С. Морской.

2. Постановка «Мамаши Кураж» в Таллинском академическом театре им. Кингисеппа (премьера 21 октября 1962 г., перевод В. Крууспере, режиссер — Илмар Таммур, художник — Ахти Индов, в ролях: Мамаша Кураж — Айно Талви и Лиси Линдау, Катрин — Ита Эвера)

3. Экранизация — Фильм « Дороги Анны Фирлинг.» СССР. 1985 год. Премьера состоялась в 1986 г. Режиссёр: Сергей Колосов, главную роль исполнила Людмила Касаткина.


Приз прессы ХII-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в 1987 году в Минске.

4. 1995г. Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный Факел». Постановка режиссера Алексея Серова, в роли Мамаши Кураж — Елена Агаронова.

5. 29 января 1997 года состоялась премьера пьесы «Мамаша Кураж и ее дети» в БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург). Постановка С. И. Яшина. Художник Е. Ф. Качелаева, композитор Ю. В. Прялкин, балетмейстер Г. М. Абайдулов. В главной роли — Светлана Крючкова.

6. В Театре имени Моссовета 7 мая 2000г. сыграли премьеру спектакля «Мамаша Кураж и ее дети». Знаменитая антивоенная пьеса Брехта в Москве давно не шла, хотя на сцене Театра Моссовета великий немецкий драматург и режиссер когда-то нашел идеальную исполнительницу заглавной роли — Фаину Раневскую, которая, впрочем, эту роль так никогда и не сыграла. В спектакле, поставленном худруком театра Павлом Хомским, мамашу Кураж играет Валентина Талызина.

7. Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина (Казань). Поставил «Мамашу Кураж» в 2000г. В интернете не нашла режиссера и исполнительницу главной роли, но спектакль числился в репертуаре…


8. 2001г — «СамАрт» — Самарский театр юного зрителя. Премьера постановки по пьесе Бертольда Брехта состоялась в «СамАрте» в октябре 2001 года. За 10 лет существования спектакль побывал на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая маска» в Москве и Санкт-Петербурге, получив Национальную премию как «Лучшая работа художника в российском театре»; принял участие в VII Германском театральном фестивале в г.Берлин. В свое время роль Мамаши Кураж исполняла заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии России, лауреат премии им. Станиславского Роза Хайруллина, ее сыновей играли актер самарской драмы заслуженный артист России Олег Белов и ныне артист Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета Алексей Фокин. Решив, что «уже свои подросли», руководитель художественной программы «СамАрта» постановщик «Мамаши Кураж» Адольф Шапиро назначает на роли детей главной героини самартовцев. Эйлифа и Швейцаркаса с успехом играют артисты Сергей Дильдин и Павел Маркелов.
В августе 2011-го Адольф Шапиро репетирует роль Мамаши Кураж с заслуженной артисткой России Ольгой Агаповой. Спектакль продолжает идти с Ольгой Агаповой в главной роли.

9. 2009г. Спектакль «Мамаша Кураж и её дети». «Актерская лаборатория Игоря Афончикова». Постановка и сценография: Игорь Афончиков. Мамаша Кураж — Дарья Валова.

10. 2011г. «Мамаша Кураж» — Барнаул, Алтайский Краевой театр Драмы им. В. Шукшина. Режиссер Роман Феодори (Ильин). В главных ролях: Мамаша Кураж — Елена Половинкина.

11. Театр «Эрмитаж», «Кураж». Режиссер Михаил Захарович Левитин. Главная роль — Дарья Белоусова. Версия спектакля уже есть, репетиции идут каждый день. Спрашивали же про «версии» спектакля…


11. В каких спектаклях Михаила Левитина, поставленных не по Брехту, звучали зонги?
Зонг (от нем. der Song — эстрадная песня) — вид баллады, близкой к джазовому ритму, часто пародийного, гротескного характера, содержащей едкую сатиру и критику общества. Впервые появились в театре Б. Брехта (со времени постановки его «Трёхгрошовой оперы» в 1928 г.)
Зонги прозвучали в спектакле «Снимок Бога», основанного на рассказе Габриэля Гарсиа Маркеса «Невероятная и печальная история о несчастной Эрендире и ее бессердечной бабке».
В пьесе поэтичнейшие зонги — у Эрендиры — Ольги Левитиной, неистовые — у Монахини — Ирины Богдановой.
По-моему, спектакль «Капнист туда и обратно»…


12. Кончилось ли время Брехта?
Нет, пьесы Брехта живут. Их продолжают ставить, их смотрят. Пьесы Бертольда Брехта живы и актуальны по сей день. Возьмем ту же «Мамашу Кураж». К сожалению, война была, есть и, увы, будет. Какая разница, тридцатилетняя или под каким-то другим именем? Война есть война. Война уродует души и судьбы, кто-то на войнах наживается, кому-то это выгодно. Мне понравилось высказывание, что «Брехт хотел, чтобы трагедия возбуждала размышления о путях предотвращения трагедии». И это происходит. Остаться равнодушным невозможно.
Вот цитата из книги Степанова : «Это не значит, что произведения Брехта принципиально новые. Почти в каждом из них — ассоциации с классической немецкой литературой. Но эти ассоциации — не подражания, а неожиданное переосмысление старых ситуаций и приемов. Брехт словно перемещает их в современную жизнь, заставляет взглянуть на них по-новому, „очужденно“. Так уже в самой ранней лирике Брехт нащупывает свой знаменитый драматургический прием „очуждения“ (термин очуждение — Verfremdung, отличный от термина политэкономии отчуждение — Entfremdung‖) — прием, при котором хорошо известное преподносится публике с новой стороны. По мысли Брехта, „очуждение“ не только разоблачение пороков и субъективных заблуждений отдельных людей, но и прорыв за объективную видимость к подлинным, лишь намечающимся, лишь угадываемым в сегодняшнем дне законам. „Обыденное“ получило элементы, бросающиеся в глаза. Поступки людей следовало показать такими, но в то же время следовало показать, что они могут быть и совсем другими.
Брехт актуален и сегодня — умением видеть мир во всей его сложности и противоречивости, своим обостренным чувством социальной справедливости, которую он называл хлебом народа и стремлением сделать человека добрее, а среду его обитания светлее, приветливее ».


С уважением, Надежда.

Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Викторина Кураж: ответы Надежды Скорописцевой, 10.12.2011
Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010