Станиславский, Ивонна и «…эти суки»

«Не верю!». Знаменитая оценка — ключ к январским премьерам

Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Не верю» — так называется спектакль о Станиславском, только что поставленный в Театре имени Станиславского.
Худрук театра Александр Галибин недавно осуществил здесь пьесу о Чехове, специально заказанную Елене Греминой. Возможно, именно после этого ему в голову пришла благая мысль: а почему бы в Театре Станиславского не иметь пьесу об основоположнике? И действительно. Мода заказывать пьесы, к счастью, возрождается и распространяется. Тем интереснее, что в дело приглашены молодые: обещающий режиссер Марат Гацалов и одаренный драматург Михаил Дурненков. Логично, что их сценическое высказывание посвящено началу пути самого знаменитого режиссера ХХ века.
Станиславский взят в момент постановки «Микадо», спектакля, шедшего в Алексеевском кружке в 1886 году. Потому, остраняя действие, на сцене появляются персонажи-японцы, а потом и персонажи «Много шума из ничего». В пьесу введен современный пласт: некий режиссер Костя, по пути разбираясь с личными обстоятельствами, ставит знаменитую книгу «Моя жизнь в искусстве». События жизни Кости (Александр Усердин) до неразличимого перемешаны с событиями выписываемой по его заказу пьесы, равно как с обстоятельствами известной биографии. А где-то в глубине еще маячит воспоминание о Константине Треплеве и его дачном спектакле.
Зеркало, отражающее зеркало, отражающее зеркало, — прием, работающий на избавление авторов от тени подозрений в пафосе или излишнем почитании. Комедия опрощает драму. Наш современник Костя опрощает театрального режиссера Станиславского. Многозначительное перемешивается с мелодраматическим; умелое кривлянье замещает работу артиста, а «извлечение звука» — из стеклянных, деревянных и бронзовых предметов — свежесть взгляда на фигуру героя. Многое в спектакле придумано в жанре «приколов»: пародируются легенды участников знаменитой жизни. Докучна ревнивая жена Маша, она же Лилина (Анна Дубова), манерен Владимир, он же Немирович-Данченко (Александр Милосердов). В пьесе недаром упоминается о простоте участия в художественном акте.
Самая удачная работа — у художника. Ксения Перетрухина придумала для спектакля интригующее пространство: зрители посажены на сцене, а в удаленном доступе, в зале, выстроено несколько площадок для действия, по бокам — музей с экспозицией «Не верю»: мебель, фотографии. На одном снимке — молодой Алексеев, красивый, сказали бы сейчас «нереально», освещен лучом прожектора. Но благородная документальность — как рамка карельской березы для картинки-комикса. От этого только заметнее: нам мягко скармливают фьюжн такого спектра вкусовых ощущений, что собственно вкус уже как будто и отсутствует.
Впрочем, мне кажется, в спектакле есть один момент, достойный главного героя. Когда актеры лицом к нам стоят перед закрытым занавесом, а позади у них будто бы зрительный зал: напряженная мизансцена, точная, как и реплика про главный миг жизни артиста — миг тишины перед аплодисментами.
Идея спектакля про Станиславского сама по себе прекрасна и опасна: этот спектакль обязан быть очень талантливым, иначе замысел, как наряд Золушки в полночь, истлевает на глазах.
«Не верю» — ответ современности всей системе великого реформатора. Ее идеалы уже отстоят от нас на миллионы парсеков. Что ж, и впрямь — не верю! Не верю, что Константин Алексеев, он же Станиславский, мог быть таким маловыразительным вялым тюфяком, о котором по справедливости нечего и сказать, кроме как  «Еще одни штаны в театре». Не верю, что жизнь его была цепью ординарных эпизодов, не верю, наконец, что спектакль о нем стоит до такой степени стилизовать под дачный утренник, в котором артисты-дилетанты объединились, чтобы развлечь самих себя и почтенную публику.

Просите вышку
«Меня убить хотели эти суки» — так Михаил Левитин назвал сценическую версию романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей».
В последние годы все замыслы Левитина «топит» невыносимая длительность высказывания, нежелание пожертвовать пространностью ради художественного объема.
В программке сказано: спектакль идет 3 часа 30 минут, а на самом деле все четыре. Роман Домбровского Левитин захотел прочесть как фарс про ГБ. На мой взгляд, не вышло. Не потому, что не подошло время. Не потому даже, что не «подошел» материал. Скорее — не подошло художественное решение: спектакль мучительно вязок, как роман графомана, артисты — все, включая маститого Михаила Филиппова, — кричат, надорванно и фальшиво. Главный герой Зыбин (Станислав Сухарев) начисто лишен обаяния. И не смешно, когда майор жарко советует следователю: «Просите Колыму! Просите вышку!»
Не верю, что лишние подробности — антоним скуки. Не верю, что грубость приемов приближает к современникам тончайшую прозу Домбровского.
Говорят, Домбровского сегодня трудно читать. Возможно. Но театр и не берется за эту задачу. Здесь царит воля главного режиссера, дрожащего, как Гобсек, над каждой своей мизансценой, каждым нюансом. Ни потеря ритма, ни потеря смысла не ощущаются. Жалко.

Видящая суть вещей
Зато в Вахтанговском, на сцену которого после изрядного перерыва вернулся Владимир Мирзоев, режиссуры в избытке. Собственно, сказку Гомбровича про Золушку навыворот сегодня без режиссуры невозможно и воспринимать.
«Ивонна, принцесса Бургундская» поставлена уверенной и свободной рукой. Спектакль начинается с протокольного балета, в котором все участники, все движения и пассы маскируют истину.
Сюжет простой: наследный принц собирается жениться на неподходящей девице. Ему противятся. Потом по-тихому девицу убирают. Здесь нет ничего, указывающего на связь с ночью длинных ножей, но пьесу, написанную в 1938 году, привычно трактуют как предсказание эпидемии коричневой чумы. Полагаю, русский фашизм волнует Мирзоева побольше, чем многих коллег по профессии, но он дешифрует пьесу как притчу, ставит спектакль не только о внешних, но и о внутренних событиях.
Ивонна, старая дева, на которую упал взгляд принца, не просто некрасива: с головы, черепашьи неуверенной, до ног, вывернутых и нетвердых, это существо не от мира сего. И озирается вокруг растерянно, недоуменно. Вначале ее пытаются выставить, но несколько здоровых мужчин не могут сдвинуть стул, на котором сидит хрупкое создание, зато принц, одним движением перекинув на плечо, уносит ее за кулисы.
Согбенная, пугливая, молчащая, эта Ивонна (Мария Бердинских) — своего рода лупа, магическое зеркало. Она укрупняет внутренние кошмары окружающих, их скрытую мглу.
Ее немота и стертость отражают жестокость принца, нимфоманское нутро королевы, естество насильника короля. Едва касаясь руками, она ощупывает лицо и тело принца, «осматривает» его на ощупь. И кто на ком ставит опыт —  пресыщенный наследник или блаженная, видящая суть вещей, — вопрос, который режиссер оставляет открытым.
Принц (Дмитрий Соломыкин) почти летает по сцене: настоящая белокурая бестия — арийские черты, фигура микеланджеловского Давида. Испытание в виде Ивонны, которую он то защищает от всего мира, то вздергивает на цепях над сценой — и она висит, беспомощная кукла, проекция его худших и лучших черт, фобий, страхов. В присутствии Ивонны все постепенно познают свою беспредельность. Она — лакмус всех свойств. Король и царедворцы сговариваются отравить ее, подав костлявого карпа, чтобы поперхнулась. Замысел удается: немо и страшно разевая рот, она умирает, укладывается без звука на стол. И оказывается, в ней была скрыта жизнь принца. Свернувшись в калачик, он умрет рядом.
Верю в театральность сочетания катастрофы и комизма, в счастливый брак абсурда и поэзии. Притчу о божественной и скотской природе человека Мирзоев разворачивает так тонко, с таким количеством нюансов, что со спектакля выходишь в приподнятом настроении: здесь дышит театр.

Марина Токарева
обозреватель «Новой»

Оригинал статьи


Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010