О жанрах различных замолвите слово

Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Давно было сказано, что все жанры хороши, кроме скучных.

В семи спектаклях, показанных на VI Международном театральном фестивале «Встречи в Одессе», жанры варьировались в широком диапазоне. Леденящая душу комедия Шекспира «Шейлок» в постановке московского театра “ET CETERA”, и не менее леденящая душу трагедия «Меня убить хотели эти суки» (сценическая версия романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей»), поставленная в московском театре «Эрмитаж». Формально комедия, а по сути — психологическая драма «Чайка» А. Чехова, представленная Одесским академическим русским драматическим театром. Два забавных водевиля: «Красотка и семья» Сомерсета Моэма (московский театр «Сфера») и «Квадратура круга» Валентина Катаева (Казанский академический большой драматический театр им. В. И. Качалова). Одна — пьеса-шутка, пьеса-притча «Шесть блюд из одной курицы» Ганны Слуцки — ее привез знаменитый Петербургский театр им. Комиссаржевской. И седьмой спектакль, жанр которого я не берусь определить, но могу только отметить, что спектакль был настолько беспомощным и скучным, что о нем и вспоминать не хочется. Речь о спектакле по пьесе Елены Греминой «Глаза дня» Харьковского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина. Поясню только, что «Глаза дня» — это перевод на русский язык имени Мата Хари. Так что остается только недоумевать, как можно было о легендарной женщине, знаменитой танцовщице и шпионке, работающей на два государства, создать столь тягостный спектакль.

Начнем со спектаклей, на которых, как писал поэт Заболоцкий, «душа обязана трудиться».

Спектакль «Шейлок» по комедии Шекспира «Венецианский купец» в московском театре “Et Cetera” поставил один из признанных интерпретаторов Шекспира — грузинский режиссер Роберт Стуруа. Поставил, сценографически смешав реалии XVI и XXI веков. Потому что человеческая непримиримость во всех ее проявлениях — расовых, религиозных, социальных, — к сожалению, остается больным вопросом и сегодня.

Конец XVI века. Венеция. Благородный венецианский купец Антонио занимает у еврея-ростовщика Шейлока большую сумму денег для своего друга Бассанио, собирающегося посвататься к прекрасной и богатой Порции. Условия сделки — дикие. В случае просрочки платежа Антонио должен отдать Шейлоку фунт собственного мяса. Разорившийся Антонио не может вернуть долг, и Шейлок требует выполнения договора. Начинается суд. На чьей же стороне симпатии режиссера? На стороне Антонио, над которым нависла страшная угроза? Или на стороне Шейлока, который мстит Антонио за все оскорбления, унижения, которым он подвергается как еврей? Чтобы это понять, нужно в первую очередь разобраться, что имел в виду Стуруа, выбирая название спектакля? И Антонио, и Шейлок — венецианские купцы. Название пьесы «Венецианский купец» уравнивало значимость обоих. Вынеся в заголовок имя Шейлока, режиссер делает его главным героем спектакля. Но героем-злодеем или героем-жертвой времени, нравов, предрассудков?

В спектакле театра “Et Cetera” роль Шейлока исполняет народный артист России Александр Калягин. Исполняет мощно, убедительно.

Его Шейлок возбуждает не только страх, отвращение, ужас. Он возбуждает и жалость. Неоднозначность этой фигуры — ключ к пониманию того, почему Стуруа остановился на названии спектакля «Шейлок». Шейлок ему интересней благородного, хотя и не лишенного предрассудков своего времени (ох, если бы только того времени!), но пресного Антонио (нар. арт. России В. Вержбицкий).

Думается, что я выскажу не только свое мнение, посетовав на то, что от сочетания Шекспир-Стуруа-Калягин-Канчели (Гия Канчели — композитор, написавший замечательную музыку к спектаклю) ожидали большего. Возможно, спектакль, поставленный одиннадцать лет назад, устал. К тому же он как-то странно распадается на два спектакля: один — история вражды Шейлока и Антонио, другой — история замужества Порции, которая, как в сказке, могла по завещанию отца выйти замуж только за того, кто выберет из трех шкатулок ту, в которой хранится ее портрет. Впечатление, что в спектакле использованы две разные пьесы. А вместе с тем история сватовства к Порции тесно связана с противостоянием мировоззрений Шейлока и Антонио. То, что Бассанио, в отличие от других женихов Порции, выбрал не золотую, не серебряную, а свинцовую шкатулку, делает его антиподом Шейлока, который бы наверняка отдал предпочтение золоту.

Словом, зрители расходились несколько разочарованные, утешая себя тем, что они увидели замечательную работу Калягина.

Спектакль «Меня убить хотели эти суки» поставил народный артист РФ Михаил Левитин. Он же автор сценической версии романа Домбровского. Впечатление от спектакля начинается с впечатлений от сценографии. 

Вся сцена до колосников, включая портал, забрана, как в броню, гладкими металлическими листами. Только в самом верху на металле заусеницы, как на терке. И совсем высоко — светящаяся голубая волнистая полоса — так дети изображают море.


Сценография страшная, давящая. Эти металлические стены — тюрьма, в которую брошен молодой ученый Зыбин — хранитель древностей в археологическом музее Алма-Аты (актер Станислав Сухарев). Зыбину предстоит провести в тюрьме месяц в нечеловеческих условиях (карцер, избиения, да еще специальные люди, так называемые «будильники», не дают уснуть, устраивая пытку сном). Следователь Нейман, стремясь из карьерных соображений создать на периферии громкое дело, требует от Зыбина признательных показаний. В чем? Зыбину предоставляется право самому придумать, в чем. Абсурд? Но на дворе год 1946- 1947, и это абсурд того страшного времени. Абсурд, в котором трижды оказывался сам писатель Юрий Домбровский. 

Сценография, созданная народным художником Сергеем Бархиным, вообще символична, она вызывает множество ассоциаций. Лично у меня металлические стены вызвали в памяти ряд стихов и песен советского времени, где звучит слово сталь. «Стальные руки- крылья», «сверкая блеском стали» и т. д. Сталь — Сталин. .. И терка, перетирающая людские судьбы.

Есть в сценографии Бархина и элементы иллюстрации, такие, как, скажем, указание на место действия. Две горы яблок на сцене свидетельство того, что действие происходит в городе, название которого переводится, как «отец яблок» — «Алма-Ата». И есть еще две большие кучи земли с воткнутыми в них лопатами. Одна — это мнимый, другая — подлинный курган, где было найдено злополучное золото, из-за которого закрутилась-завертелась вся история. Впрочем, кроме прямой иллюстрации, и яблоки, и земляные кучи тоже вызывают множество ассоциаций. У каждого — свои.


Михаил Левитин, создавая свою сценическую версию, отбросил ряд интересных персонажей и линий романа (не останавливаясь на подробностях, замечу, именно из-за них роман Домбровского многие сравнивают с булгаковским «Мастером и Маргаритой»), и оставил только то, что виделось ему в сценическом воплощении — историю ареста Зыбина.

Итак, молодой ученый в тюрьме. Тупой жестокости он может противопоставить только интеллект. Спасает Зыбина счастливая случайность: за его любимой женщиной Линой (Ирина Качуро) летом на море начал ухаживать и даже сделал ей предложение следователь прокуратуры СССР Роман Львович Штерн, двоюродный (или сводный) брат Неймана. Это оказывается тем козырем, который выкладывает Лина, придя хлопотать за Зыбина. Не буду дальше пересказывать ни пьесу, ни тем более роман.

Хочу остановиться на трех моментах.

Первый. В спектакле девять основных персонажей: те, кто уже был назван, и тюремщики-следователи разного ранга и разных характеров. Так вот, последние выглядят не просто шаржированно (как, например, персонажи в спектакле «Квадратура круга»), а гротесково. И гротеск этот злой и беспощадный. Это внешний рисунок их звериной внутренней сущности. Впрочем, если смотреть на всю эту историю глазами самого Зыбина, то он их такими и видит, потому что для него они не укладываются в рамки нормальных людей.

Второе. Провинциального рядового следователя Неймана и столичного, высокопоставленного Штерна (к тому же успешного писателя, жуира и сибарита) играет один актер — народный артист РФ Михаил Филиппов. Сказать, играет потрясающе, ничего не сказать. Для каждого из братьев он находит свои краски. Это может быть крошечная черточка, почти незаметный жест. Например, всегда согнутая, робко прижатая к туловищу рука Неймана, говорит о нем, как о человеке не уверенном в завтрашнем дне — он ведь знает ситуацию в стране, знает, что и его «контора» не гарантирует от репрессий. 

Третий. Отбирая материал для сценической версии и находясь при этом в жестком цейтноте (спектакль и так идет 4 часа с одним антрактом), Михаил Левитин включил в спектакль сцены из пьесы «Очная ставка», написанной якобы Штерном. И мы видим Штерна, с удовольствием следящего за действием в ЕГО пьесе. Но важнее другое. Этот спектакль в спектакле — еще одна Правда о том времени. Правда о Лжи, которой нас кормили со сцены и экрана.

Думается, что далеко не все зрители читали этот великий (не побоюсь этого слова), во многом автобиографичный роман Юрия Домбровского. Не все смогли поставить знак равенства между Романом Львовичем Штерном и его реальным прототипом — известным советским писателем и сценаристом, следователем по особо важным делам прокуратуры СССР Львом Романовичем Шейниным (пьеса «Очная ставка» принадлежит перу Шейнина). Немногим в зале, возможно, знакомы такие фамилии, как Пуришкевич и Каракозов, упоминаемые в диалогах в спектакле. Боюсь, что далеко не все узнали мелодию песни «Сулико», на мотив которой парочка тюремщиков распевала свои куплеты, а тем более не имеют понятия, что это была любимая песня Вождя Всех Народов. Вначале меня это как-то смущало, а потом я поняла: и Бог с ним, что не знают. Главное, чтобы узнали правду о том времени и ужаснулись.

Спектакль Одесского академического русского драматического театра — пьеса А. Чехова «Чайка» — ровесник фестиваля. Ему шесть лет. Но усталости в нем не чувствуется. Скорее всего, потому, что в спектакле четыре ввода. А каждый новый артист вносит в спектакль свежую струю.

С моей точки зрения, «Чайка» — лучшая работа режиссера Алексея Литвина в нашем театре. Точно расставлены акценты в непростых взаимоотношениях героев. Найдено множество деталей (даже с некоторым перебором), создающих контрапункт спектакля. Все чеховские «ружья» стреляют. Превосходны, убедительны яркие актерские работы Олега Школьника (Сорин), Юлии Скарги (Маша), Наталии Дубровской (Полина Андреевна), Николая Величко (Шинкарев).

Потрясает финал. Появление Нины Заречной (Анастасия Швец) — опустившейся, нетрезвой, отчаявшейся (еще одна хорошая актерская работа) убеждает Треплева (Сергей Поляков) в том, что та Нина, в которую он был влюблен, — мертва. Чайка погибла. Треплев в отчаянии: и мать не понимает ни его, ни его творчества, и вообще никто никого по-настоящему не любит и не понимает, и он хотел вдохнуть жизнь в театр, а оказалось, что сама жизнь — это театр, в котором заигрались окружающие его люди. Треплев стреляется. По пьесе Чехова, о том, что Треплев покончил собой, мы узнаем от доктора Дорна (Анатолий Антонюк). В спектакле Литвина — Дорн отдергивает штору, за которой зритель видит сидящего за письменным столом мертвого Треплева с терновым венцом на голове (тем венцом, в котором в его пьесе свой монолог произносила Нина)… У зрителей — мороз по коже.

Сергей Поляков в роли Треплева — это обнаженный нерв.

В спектакле есть две поразительные по решению и актерскому исполнению сцены. Эпизод, в котором Аркадина (Лариса Коршунова) меняет на голове раненого сына повязку и на какое-то время перестает быть актрисой, а становится просто матерью. И сцена, когда Аркадина убеждает Тригорина (Юрий Невгамонный) не бросать ее. Здесь все наоборот. Любящая (или не желающая расстаться с любовником) женщина использует весь свой актерский талант. Потому что их отношения с Тригориным — это устоявшаяся игра, которая ему понятнее и удобнее искренних чувств.

У Марины Рачек в повести «Через не могу» до мозга костей прагматичная пожилая героиня произносит такой приговор чеховским персонажам: «Не люблю пьесы Чехова. И ноют, и ноют… И чего ноют? Все, слава Богу, живы-здоровы, одеты-обуты… Войны нет, все хорошо!».

А и впрямь. Почему герои пьес Чехова рефлексируют, мучаются, мечутся, не слышат, не понимают друг друга, а порой и самих себя? Почему? Что за время такое? А время это предгрозовое, когда возникает ощущение какого-то порога, за которым все будет не так, как вчера. Отсюда и рефлексии. 

Оригинал статьи

Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010