Найти свой кураж. Интервью с Евгением Кулаковым

Алла Шуленина, Трибуна, 21.02.2012
Как ты знаешь, в премьерные дни спектакля «Кураж» пройдет также конференция, организованная нашим театром, главным вопросом на которой будет: «Прошло ли время Брехта?» А как тебе кажется? Конечно, на примере пьесы «Мамаша Кураж»?

Я сейчас во время прогона услышал сцену Стаса (Станислав Сухарев исполняет роль Эйлифа в спектакле «Кураж» — прим. А. Ш. ), и его персонаж там говорит такую фразу в оправдание своим поступкам: «В нужде побудешь — заповедь забудешь!». Это фраза абсолютно оправдывающаяся войной. Таковы обстоятельства войны, которые подминают под себя всё. Не случайно, наверняка, не случайно Брехт сделал пьесу про женщину, сопоставляя её с войной. Женщина, у которой интересы перешли на ту сторону, сторону войны — в желании выжить. Женщину, которая может пожертвовать одним ради оставшихся. То есть понятно, что меняется совершенно мировоззрение человека в связи с войной. Это, конечно, тема основная, наверняка, у Брехта. И не важно, что ситуация войны не для каждого сегодняшнего зрителя, к счастью, понятна и злободневна. Ведь тут имеется ввиду вообще стихийная ситуация. Стихийную ситуацию понимают, по-моему, все. Мы вот играем сейчас Эрдмана (спектакль «Кто автор этого безобразия?», где Евгений Кулаков исполняет роль Подсекальникова — прим. А. Ш. ), и вот, в связи с событиями последними митингов… У нас был спектакль постфактум. А там абсолютно социальная тема у Подсекальникова, например. И, когда он говорит, что мы всю жизнь свою шепотом проживем, я вдруг почувствовал абсолютное единение! Причем я не думал об этом! Играя спектакль, я совершенно об этом не задумывался, но, произнося фразу, я вдруг почувствовал их мысль, и мою мысль, и их сочетание! Это стихийная вещь — информация, как и война. То есть информация, кажется, не заметна, но захватывает она всё пространство. И человек живет уже на других условиях! И думает по-другому, и относится ко всему по-другому!
Конечно, даже в ситуации войны, возможно быть человеком, но как-то очень, наверное, сложно! Как-то очень сложно! И конечно бедная женщина, эта Мамаша Кураж, потому что она попала в мясорубку абсолютную! И естественно она не может смириться, она должна вытащить всех, и при этом она жертвует кем-то! То есть тут нельзя давать ей оценку, потому что оценку можно давать только обстоятельствам, в данном случае — войне.

Вот мы уже затронули тему самой Мамаши Кураж, а что ты можешь сказать о своем персонаже — её младшем сыне, Швейцеркасе? Что ты открыл в этом образе для себя как актер и как человек?

Важно то, что война в пьесе идет на протяжении долгих лет, и эти дети, они, наверняка, и рождены в войне и ничего другого не знали. Поэтому тут для меня, как для персонажа и для человека, важна тема внутрисемейная. Брехт очень четко подчеркивает, что дети у нее от разных отцов — то есть совершенно разные люди, разные личности. И они не общаются в пьесе, они не общаются совершенно! Более того, даже общение с матерью у Швейцеркаса происходит через какую-то призму, преломление. Она ведь его даже унижает. У него есть комплекс такого неполноценного сына, ненужного сына! Ненужного — в войну. И единственное нужное занятие — это пойти добровольцем. Поэтому, конечно, у него эта тема появляется, но она неуместна совершенно в нем. И он на это идет только по той причине, что мать не видит в нем какой-то другой ценности. Для меня очень важны вот эти внутрисемейные темы. То есть я, по большому счету, могу сказать, что я и какие-то свои проблемы так же решаю. Ну, потому что у всех есть общение с матерью и у всех оно, наверняка, своеобразное. Моя мама — не Мамаша Кураж, она существует не в ситуации войны, и тем не менее… Тем не менее… У всех есть какие-то недоговоренности, у всех…. Слава Богу, что я с возрастом начинаю как-то понимать маму, и понимать, что важно. Но в юности я не понимал. А персонаж мой находится в ситуации юности, когда он очень закрыт. Очень закрыт. И ему не с кем общаться. У него нет выхода никакого, только семья. Да и в семье — только немая сестра. Которая не говорит. И там у Швейцеркаса есть фраза: «Если б ты могла говорить!» То есть общаться он может только с ней, потому что она его понимает. Она понимает всех. Она у них такой центр, у нее есть векторы ко всем. То есть она — соединяющее звено. С братом он точно не находит общий язык, хотя он наверняка старается ему подражать. Мать говорит, что Швейцеркас не так смел, как его брат. Конечно, его безумно это задевает, но он - молчун, он затаивает в себе. Затаивает в себе и принимает решение, которое совершенно не адекватно ситуации. И, тем не менее, он не может этого не сделать, потому что таким образом он реализуется — вот в этом. Опять к вопросу актуальности Брехта. Ведь помимо темы войны, которая захватывает всё пространство, меняет людей, не только их жизни, но их мысли и их чувства, и так далее, тут еще есть очень глубокие внутрисемейные отношения. То есть если, например, отмести войну, и просто обратить внимание на очень сильное женское начало, вот такое, как у Мамаши Кураж. Она же не видит личности в нем, в своем сыне, это точно! А испытывает только любовь и заботу, и необходимость его кормить. И это тоже, конечно, ужасно. Это особая тема. Это вопрос, который конечно существует…

Что ты можешь рассказать о том, как идут репетиции с Михаилом Захаровичем?

Да, по поводу Левитина и вообще постановки спектакля…. (большая пауза) Вот удивительная вещь! Случаются моменты такого откровения! Во-первых, у Михаила Захаровича в последнее время, я-то его знаю в последнее время, я работаю в театре уже 10 лет, и всё время у него этот принцип — абсолютное внимание друг к другу. И вот, может быть, по этой причине, я не знаю, создается ощущение существования вне времени и пространства. И еще Михаил Захарович говорит при этом удивительную вещь: при внимании к другому, ты должен абсолютно в воображении своем нести свой образ. И вот, когда ты оказываешься вот в этой погруженности… При чем, это действительно только воображение, и там не надо ни декораций, ничего. При этом, Михаил Захарович говорит, что реальная пощечина так же нужна, так же нужна! То есть не обойтись впечатляемой! Но при этом, человек должен находиться в воображаемом мире! То есть твои обстоятельства — это твое воображение и человек, который рядом, который также существует в своих воображаемых обстоятельствах. Когда создается момент — ну вот сегодня на прогоне у нас это не совсем получилось (смеется), по большому счету, может быть, потому, что у нас был большой перерыв. Но когда у нас была серия прогонов, то случалось такое, когда я, например, не чувствовал времени и пространства, то есть я находился в какую-то секунду вне пространства и времени! Вот мне кажется, что… это хорошо! Как Михаил Захарович добивается этого — мне сложно сказать… Вот когда я встречаю людей со стороны, они говорят: «А что, правда, он такой тиран? Деспот?» Я вообще ни разу не видел! Серьезно, ни разу не видел! Один раз было такое, когда я только пришел в театр и вводился на роль в спектакль по Жванецкому (спектакль «Уроки русского по Михаилу Жванецкому», уже сошедший с афиши театра — прим. А. Ш. ) и совершенно не понимал, и не мог сделать ничего. Когда Михаил Захарович что-то просил, а я совершенно не понимал — тогда да. Но я эту роль и не играл. Вот может быть в таком случае, в случае непонимания, может быть, да. А в случае понимания — совершенно нет. И у Михаила Захаровича есть такая замечательная особенность. У него нет застольного периода, но перед каждой репетицией он проводит с нами огромную беседу, он дает объемное впечатление. Что-то ты можешь взять, что-то ты можешь понять. Вот так и начинается работа.

И что такое Брехт по-левитински? Как он работает именно с этим автором, ведь Брехт сам теоретик театра, у него были свои представления о том, как его пьесы должны быть поставлены…

… Не знаю, как бы делал это Брехт, и как бы он хотел, чтобы это было. Все-таки, мы этого не знаем. Другой вопрос, что Михаил Захарович говорит, что вы должны, конечно, соединяться с залом, но это он говорит во всех спектаклях. При этом он иногда ставит эту четвертую стену! Он иногда говорит, что в какие-то моменты ты должен быть погружен абсолютно, а в какие-то моменты ты должен открыться зрителю. Конечно, он как режиссер видит, когда это нужно, а когда это не нужно. То есть в этом смысле, конечно, он ставит Брехта по-своему. Он понимает, когда это нужно, а когда это не нужно. И тут я не вижу расхождений с брехтовской системой, системой общения, абсолютного соединения. Другими словами, произнося какие-то фразы, особенно когда я в начале, например, я говорю: «Она ясновидящая!» — это, конечно, я говорю одновременно со зрителями. Одновременно. Потому что у меня такое впечатление, что все думают так, потому что мы об этом знаем, мы об этом думаем. А когда, например, момент единения с собой — эпизод, когда Швейцеркас решает, что ему делать с полковой кассой — там общения со зрителем не может быть, между тем, обращение там абсолютно в зал, но там нет общения со зрителем. Там никакого общения быть не может — там абсолютная замкнутость. И это секундное ощущение — оно либо есть, либо его нет.

Так сложилось, что этот спектакль репетировался на малой сцене, но играться он будет на большой. Возникали ли в связи с этим какие-то трудности в работе?

Мы же перенесли и многие спектакли нашего репертуара с большой на малую сцену. (По причине закрытия основной сцены театра «Эрмитаж» на ремонт — прим. А. Ш. ) И вот мне, например, спектакль по Маяковскому («О сущности любви», где Евгений Кулаков исполняет роль Старика с кошками — прим. А. Ш. ) играть в малом зале легче. Может быть потому, что у меня там роль колоссального объема, и я не совсем заполнял большой зал. А в малом зале меня с избытком! И в этом смысле, конечно, спектакль по Маяковскому, например, на малой сцене играть легче. А в этом спектакле… Мы и на большой сцене играли прогоны совершенно нормально. То есть естественно все происходит. Выход с малой на большую сцену происходит естественно. Стало быть, никаких препятствий у нас нет. Другой вопрос, что раньше на репетициях у нас стояло большое колесо, не объемное, а плоское, сквозь которое было видно все, что происходит. И я, как персонаж, прятался туда, как бы под колесо фургона, и я его крутил. И для меня это была самая любимая мизансцена, потому что она была очень точной! Не могу сказать — самой точной, потому что есть, наверняка, точнее. Но по моему ощущению персонажа — даже самой точной! Потому что он вот такой персонаж. Это по ощущению было зерно роли — он в какой-то момент растерян и все-таки прячется! Все-таки он такой. И, к сожалению, сейчас там стоит другое колесо, у которого другие функции. И для меня это самая большая утрата…

Но ведь, кроме того, что произойдет выход с малой сцены на большую, это еще и будет не родная сцена «Эрмитажа», а Новая сцена Мастерской Петра Фоменко… То есть это еще и работа в другом пространстве. Каково это?

А у них вообще прекрасный театр. Вот мы играем сейчас часть спектаклей репертуара на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда, и Михаил Захарович как-то сказал, что там совершенно разная энергетика и там можно построить все, что хочешь! То есть там легко можно создать свою атмосферу. Завоевать пространство ничего не стоит. А в театре Фоменко он говорит — конечно, мне это почувствовать сложно — но он говорит, что он сам начинает там идти походкой Петра Наумовича Фоменко по коридорам! То есть совсем другое ощущение! У них абсолютно точно театр-дом! У них там свое пространство.

И как же там работать по-эрмитажному?

Но они гостеприимны очень! И у них все там гостеприимно, начиная с вешалки! Это как у Гомбровича в пьесе «Ивонна, принцесса бургундская», там есть фраза, когда король спрашивает как ему вести себя с девушкой, и ему отвечают: «Вы ей улыбнитесь, она улыбнется в ответ, и вы ей опять улыбнитесь! И так из взаимных улыбок родится то, что называется общение!» Все легко! Вот так там и будем работать!

Беседу вела Алла Шуленина


Cокращенная версия интервью на сайте газеты Трибуна…

Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
Найти свой кураж. Интервью с Евгением Кулаковым, Алла Шуленина, Трибуна, 21.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010