В связи с трагической кончиной Н. Ю. Казьминой…

29.11.2011

                                                                      Михаилу Левитину
                                                                      Валерию Семеновскому

Потрясены страшным известием, безвременным уходом одной из талантливейших, самобытнейших представителей театральной критики. Наталья Юрьевна очень помогала нашему театру своими статьями, своим живым, всегда честным и самостоятельным откликом на всё, что мы делаем на сцене. Эта потеря невосполнима для нас и для всей театральной России.  

Константин Райкин
и весь «Сатирикон»




Ушла из жизни Наталья Казьмина, один из лучших театральных критиков сегодня, один их тех немногих, которые не превратились в журналистов, пишущих про театр легко и бойко, а продолжали оставаться критиками всерьез, по-настоящему анализирующими искусство театра. Слову Натальи Юрьевны верили, с ее мнением считались, ее авторитет был высок и незыблем. Я лично с огромным уважением относился ко всему, что она делала. Мне всегда была близка ее позиция, те принципы, которые она отстаивала в своем творчестве. Ее такой преждевременный уход — это трагедия, в которую не хочется верить, это огромная потеря для всех нас, для ее коллег, друзей. Я понимаю, какое горе для всех в театре «Эрмитаж», где она работала завлитом последние годы, какое горе в НИИ искусствознания, какое горе для всех, кто ее знал и любил. Мне даже трудно представить, как нестерпимо тяжело ее близким, ее семье. Примите мои искренние соболезнования. Мужества вам и терпения. Мы будем долгие годы хранить светлую память о Наталье Казьминой — умном, талантливом, ярком, очень достойном человеке. Низкий поклон ей.  

Ваш Александр Калягин




Уважаемые коллеги,

Весь коллектив Александринского театра выражает свои глубокие соболезнования в связи с кончиной Натальи Юрьевны Казьминой. С ее именем связаны самые яркие страницы в нашем театроведении и театральной критике. В ее творчестве сочеталось понимание живого театрального процесса с талантом глубокого и серьезного аналитика. Крепкие узы творческого сотрудничества связывали Наталью Юрьевну со многими театрами России. Александринцы всегда ценили ее серьезный и заинтересованный разбор спектаклей, подлинно творческое отношение к работе артистов, режиссеров, художников. В ее лице мы имели настоящего и взыскательного друга.

Склоняя голову перед ее памятью, мы выражаем глубокое сочувствие всем родным, близким и коллегам по театру.
 

Художественный руководитель Александринского театра В. В. Фокин и все александринцы.




Скорбим в связи с кончиной дорогой Наташи. Боль и обида переполняют душу. От бессилия душат слезы. Ушел талантливый, цельный во всем, родной и дорогой нам всем человек, верный и преданный друг.

В историю нашего театра ею вписаны дорогие для нас страницы. 26 ноября мы играли спектакль в Москве. Ждали ее, она не пришла, не смогла придти, жестокий бег времени остановил ее. Прощай, дорогой друг, и прости. Пока живы будем помнить, перечитывать, вспоминать. Глубокие, искренние соболезнования семье, родным, близким, друзьям, коллегам.
 

Казанский Академический Русский Большой Драматический Театр имени В. И. Качалова

Художественный руководитель — Директор, Народный артист России и Татарстана, Лауреат Гос. Премии РТ им. Г. Тукая,
Лауреат Премии Правительства России им Ф. Волкова,
Член Общественной палаты РТ А. Я. Славутский




Потрясены безвременной кончиной замечательного, доброго, порядочного человека, видного театроведа российского театрального пространства Натальи Казьминой, отличавшейся не только редким аналитическим даром, высочайшим профессионализмом, но истинной любовью к театру и его творцам. Имя Натальи Казьминой навсегда останется в сердцах тех, кому дорог театр.  

От имени коллектива Российского Академического Большого Драматического театра имени Георгия Товстоногова,
Ирина Шимбаревич




                                                                      Коллективу театра «Эрмитаж»

Позвольте от Центра имени Вс. Мейерхольда выразить Вам искренние и глубокие соболезнования в связи с уходом из жизни Натальи Юрьевны Казьминой. Прекрасный специалист, знаток своего дела, не терявший живой интерес к раз и навсегда выбранной профессии. Обаятельный, отзывчивый и честный человек, что невероятно важно для жизни, и вдвое важнее для театра. Человек, нашедший свое призвание и следовавший ему до конца и во всем. К её мнению приятно было прислушиваться, потому как оно было её собственное. При этом мнения других людей, пусть и абсолютно противоположные, принимались ею с уважением и добротой, свойственными настоящему Человеку. Её неожиданный уход — чувствительная потеря для близких, друзей и всей театральной Москвы, лишившихся доброго, заботливого и небезразличного друга.

Коллектив Центра имени Вс. Мейерхольда




Дорогие друзья!

Вахтанговцы и щукинцы скорбят вместе с Вами, провожая в последний пусть Наталью Юрьевну Казьмину, — замечательно театроведа, обаятельную и остроумную женщину, давнего друга Вахтанговского театра и Щукинского института.

Уход такого человека — невосполнимая потеря для многих актёров, педагогов, режиссёров. Наташа всегда была борцом за сохранение высокой театральной культуры России. Она бесконечно много сделала для воссоздания истории Щукинского училища, подготовив к печати двухтомник «Век почти что прожит…» (история Вахтанговской театральной школы).

К великому горю, эта книга выйдет уже не при ней. Мы всегда будем с благодарностью вспоминать Наталью Казьмину. Светлая ей память!


Владимир Этуш
Римас Туминас
Евгений Князев
Павел Любимцев
и все щукинцы и вахтанговцы




Коллеги,
скорбим вместе с вами по безвременно ушедшему замечательному человеку, прекрасному специалисту и выдающемуся театральному критику…

Дай вам Бог сил пережить это.

Наши искренние соболезнования родным и близким. 


«Фоменки»




                                   «Не говори с тоской — их нет,
                                                                      Но с благодарностию — были…»

Нет больше в нашем сегодняшнем раздробленном, разобщенном театральном сообществе Наташи Казьминой. Театроведа милостью божией! Замечательного профессионала, человека исключительно порядочного, ответственного за свои суждения и при этом бесконечной любви и удивительной в наше время доброты к тем, кто посвятил себя служению Театру. Но нам остались не в назидание, а в наследство ее замечательные статьи, рецензии, размышления о сегодняшних проблемах театрального бытия. И теперь на долгие годы нам будет помогать искать верный путь к правде и художественной цельности свет ее далекой звезды из непознанного нами космического пространства. Пусть это поможет справиться с сердечной тоской не только родным и близким Наташи, но и всем любителям и труженикам Театра. Светлая тебе память, Наташа.

Художественный руководитель МТЦ «Вишневый сад» п/р А. Вилькина,
заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России А. М. Вилькин

Народная артистка России Ольга Широкова

и весь коллектив «Московского театрального центра „Вишневый сад“ п/р Александра Вилькина».




Дорогие друзья!

Примите наши искренние соболезнования по поводу кончины завлита московского театра «Эрмитаж», выдающегося театрального критика, историка театра Натальи Юрьевны Казьминой.

Всю свою жизнь Наталья Юрьевна, профессионал своего дела, посвятила Театру. Её многочисленные статьи отражали театральный процесс в Москве и Петербурге. На них воспитывалось и воспитывается молодое поколение театроведов.

Добрая, чуткая, отзывчивая, интеллигентная, она всегда будет жить в памяти тех, кто хотя бы раз встречался с ней.

Скорбим вместе с вами.


Коллектив ТЮЗа им. А. А. Брянцева
Санкт-Петербург




                                                                      В дирекцию
                                                                      Московского театра «Эрмитаж»

Дорогие коллеги!

Примите глубокие соболезнования в связи с невосполнимой утратой, постигшей всех, имевших честь быть лично знакомыми с Натальей Юрьевной Казьминой.

Сильное горе всегда молчаливо, а горе внезапной потери просто лишает нас умения говорить. Светлый, добрый, умный человек; мудрая, теплая, красивая женщина — все меркнет перед словом «была», которое мы безуспешно пытаемся приладить к ее имени.

Скорбим вместе с Вами.


Свердловский академический театр драмы.
Ю. В. Махлин и О. А. Петров




Петербургский театральный журнал выражает соболезнования родным, друзьям, коллегам Натальи Казьминой. Это большая утрата для всего нашего цеха. Многих из нас связывали с Наташей долгие годы профессионального общения. На статьях Казьминой мы учим студентов, и это залог памяти о Наташе.

Сегодня с Вами.
 

Редакция Петербургского театрального журнала




Дорогие друзья!

Известие о несчастье, постигшем вас и нас, застало меня далеко от Москвы. Я не попрощался с Наташей, не убедился в истинности случившегося, и вот отчаянно подбираю слова, стараясь избегать те, которые ставят меня лицом к лицу с реальностью безвременного ухода удивительно красивого человека. Наташа не уставала восхищать меня талантом, внутренней силой, энергией сопротивления всему пошлому, приблизительному и суетному. Она была одним из тех редких людей, от которых не обидно было слышать правду. Этот великий дар, уникальный. С ним надо было не только родиться, но ещё подтвердить его собственной жизнью. Она это делала каждый день, как мне, казалось, с лёгкостью. Но, вот, оказалось, — нет, не так это легко. Оказалось груз, который она тянула, был тяжёл. В наше время, отмеченное торжеством мнимых ценностей, быть искренней и независимой, — дело, требующее непомерных сил. Наташа тратила их щедро, и я в оторопи от того, что уже нет возможности её поблагодарить, сказать с глазу на глаз слова, которых раньше стеснялся. Теперь они звучат как извинение за то, что не успел сделать вовремя. И пусть так звучат. В конце концов, извинение — это единственная не фальшивая форма прощания. 


Адольф Шапиро




Дорогие сотрудники и друзья Наташи Казьминой,

примите мои соболезнования в связи с ее трагической кончиной. Все, кто много лет проработал с Натальей Юрьевной Казьминой в журнале «Театр», никогда не забудут ее, талантливого журналиста, обаятельную, умную, красивую женщину, посвятившую всю свою жизнь театральному искусству.


Александр Вислов




Как горько и жалко, когда уходит близкий человек. Всегда остается чувство вины, что ты что-то не сказал, что-то не сделал. Мы редко встречались, а когда это происходило, говорили, говорили взахлеб, спорили и всегда друг о друге помнили, знали, чем живет каждый из нас.

Друг! Это больно — потерять друга. Потерять человека, который знал тебя еще молодым, смотрел первые твои спектакли, критиковал и обнадеживал.

Наташа! Она могла быть жесткой, непримиримой, принципиальной, но всегда была верной своему делу.

Наташа, дорогая! Прости, прощай. Глубокие соболезнования семье, детям, друзьям. Эта смерть — личная потеря.

Прости.


Александр Кузин




В эту смерть невозможно поверить. «Смерть самых лучших выбирает и дергает по одному!» — это и о Наташе тоже. Как же несправедлива судьба! Казалось, что только вчера общались, что-то обсуждали, соглашались или спорили. А сегодня человека нет. Человека уникального, доброго, умного, открытого, ласкового. И необыкновенно талантливого. Наташа была критиком от Бога, истинным поэтом в своем деле. Радовалась удачам своих любимцев, но при этом никогда никого не осуждала, не бранила, даже если ей что-то очень не нравилось на нашем театре. Просто очень расстраивалась. И тогда веселые лучики у ее глаз исчезали. Свой «Эрмитаж» любила бесконечно. Готова была бесконечно и с жаром говорить об актерах, о шефе… Мучает мысль: в суете не получалось часто видеться, о чем-то с ней недоговорили, не сказал ей те добрые слова, что должен был сказать. Простите, дорогая Наташа. Буду помнить, сколько буду жив. 

Павел Подкладов




Жалко, не договорили. Четыре часа разговаривали, а оказалось — мало. Она была у нас недавно на премьере, после спектакля убежала — куда-то спешила. Обещала зайти, поговорить…

Юрий Погребничко




Когда теряешь дорогого человека, начинаешь хвататься за то, что с ним связано. За вещи. За воспоминания… Сегодня целый день не могу оторваться от Наташиных статей, рецензий, интервью. Иногда мы обменивались письмами. У неё был свой неповторимый стиль. Она умела писать как никто: умно, чувственно, иронично. И когда мои и её очерки оказывались в сборниках рядом, я всегда радовалась этому соседству. Оно поднимало меня в собственных глазах. Перечитывая ее старые рецензии, я испытываю наслаждение от ее языка, остроумного и точного, находящего то самое Слово, что так емко передает смысл. Вот несколько выхваченных «из Казьминой» строк. Они написаны давно, и даже не столь важно, по какому поводу. Хотя мне как завлиту театра ОКОЛО особенно приятно, что она любила наш театр и с удовольствием писала о Погребничко.

Спектакли Театра ОКОЛО — это такая ручная работа, кропотливый печворк, лоскутная техника, когда творят из того, что под рукой, попутав черт-те что с черт-те чем, а выходят чудеса домашности и уюта. Сначала Погребничко приручает нас, как факир змею из плетеной корзинки. А потом, как фокусник платки из цилиндра, тянет и тянет на свет божий наши и свои воспоминания. И связывает узелком два клубка, твой и свой.

Это как канарейка в шахте для углекопа: висит клетка, поет птичка — значит, кислород еще есть и конец света откладывается.

Мы живем в «фельетонную» эпоху. Это веселое определение Германа Гессе нам сейчас очень подходит. Театральная критика переквалифицировалась в театральную журналистику, рассуждает о том, что модно или немодно. А мода — такая пошлость, пока она не прошла, еще Вахтангов это говорил. 


(по поводу выхода трех постановок «Смерти Тарелкина» в московских театрах):
Объяснить сие совпадение режиссерских интересов только случайностью трудно. Впрочем, и вдруг обострившимся социальным чувством русского театра это событие тоже не объяснишь. Чувство это, как почки у арестанта, давно отбито, и мается пока что на уровне, мягко говоря, спорных деклараций…


Светлана Новикова,
театральный критик, завлит Театра ОКОЛО дома Станиславского




Не могу поверить — как это! Мы же виделись с ней на пресс-конференции, я предварительно звонила ей, очень хотела встретиться. Даже в страшном сне не могло привидеться, что эта встреча — последняя. Кроме того, что я считала ее лучшим театральным критиком, Наташка была для меня близким человеком, Мы с ней всегда вспоминали, как катали коляску с ее маленьким сыном около нашего тбилисского дома, как сидели на балконе в квартире ее сестры на площади героев… А как она помогала мне, когда работала в журнале «Театр». Это благодаря ей я потом попала в «Общую газету», когда осталась без работы в Тбилиси в голодном 93-м. И меня нет в Москве. Невозможно…

Вера Церетели, Тбилиси




Целый день от разных людей слышу потрясенное: умерла Наташа Казьмина.

Те, кто близко ее знал, скажут о ней точнее и лучше, я же просто пытаюсь попрощаться с прекрасным человеком, очаровательной женщиной, замечательным товарищем. Она была моим редактором всего однажды, но это заинтересованное сотрудничество объяснило мне, зачем нужен редактор. Наташе было действительно интересно всё, что я пишу для нее, она задавала по ходу дела вопросы, отвечая на которые я много проясняла для себя самой и так незаметно написала статью. В процессе работы, не видя её, а только переписываясь, я обрела тонкого и глубокого собеседника, так что при нечастых встречах радовалась Наташе как давней подруге. Она умела слушать и слышать, видеть и понимать — эти простые глаголы применительно к ней обретали свой истинный смысл. И ей было так мало лет для смерти.

Я верю, что ТОТ мир лучше. Но нам будет очень не хватать ее здесь.


Ольга Михайлова, драматург




«Людей теряют только раз…»

Не договорили…

Наташа, спасибо тебе за все…


Владимир Малков




Свои соболезнования также выразили:

Елена Алексеева (Санкт-Петербург)
Марина Астафьева
Ольга Барнет
Александр Великовский (Париж)
Татьянап Горина
Борис Гранатов (Вологда)
Виолетта Гудкова
Анастасия Ефремова
Николай Жегин
Александр Иняхин
Алла Кигель (Нью-Йорк)
Владимир Колязин
Юлия Косарева
Нора Кутателадзе
Алевтина Кузичева
Юлия Маринова
Светлана Михайлова
Ирина Озёрная
Владимир Панков
Владимир Поглазов
Евгения Розанова
Майя Романова
Владимир Скворцов
Нелли Сорокина
Татьяна Ткач (Санкт-Петербург)
Леонид Хейфец
Николай Шейко
Наталия Якубова (Будапешт)
Михаил Янушкевич


Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
В связи с трагической кончиной Н. Ю. Казьминой…, 29.11.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010