Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским

Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
«У Алексея Левинского репутация режиссера, который ставит, что хочет. Всегда и везде… О нем говорят, что он ставит не для всех.

Но заблуждение считать, что „не все“ — это только эстеты и снобы. Левинский вполне бы мог, перефразируя Ахматову, сказать, что театр, как и поэзия, должен быть глуповат. Рассчитан на простодушный прием. Хоть немного похож на демократичную клоунаду. В его спектакль, как в матрешку, сразу вложено несколько сюжетов и смыслов. Сквозь один просвечивает другой. И каждый зритель волен унести со спектакля столько, сколько поймет. Спектакли Левинского — для людей с биографией. Для тех, у кого свои счеты с театром, свои отношения с литературой и есть вопросы к жизни. Но это не значит, что театр Левинского трагичен и убийственно серьезен. Смешного в нем бездна. Просто юмор Левинского — это юмор человека, который знает, чем все кончится. Такие люди никогда не спешат и никуда не опаздывают. У них свое ощущение и свой отсчет времени.

Левинский — самый „японский“ из наших режиссеров. Когда все говорят, он молчит. Когда все бегут, он сидит. Смотрит на воду, следит за движением паруса на горизонте. Он наблюдатель. Посторонний, прохожий. Он тот Простодушный, что сам бы рад обманываться и удивляться…

Левинский — один из знатоков творчества Мейерхольда и его биомеханики, но его теория не суха, а знания естественным образом экстраполированы в практику. В сущности, он возделывает то же самое поле, что все. Но находит там только свои клады. А это (о чем мы забыли) в режиссуре и ценно — собственный взгляд, свой угол зрения
».

Наталья Казьмина, «Балаганчик Левинского», журнал «Планета красота», 1.09.2007


* * *

Д. Х.  Давайте начнем с самого начала: вот раздается телефонный звонок от художественного руководителя театра Михаил Левитина. Что он вам говорит? Что вы отвечаете?

А. Л.  Он говорит, что появилась новая площадка внутри театра и спрашивает, не хочу ли я на нее взглянуть. Это было с его стороны очень точно, он понимал, чем меня можно зацепить. Все, что касается театрального пространства, очень действует на меня: это либо отторжение, либо наоборот притяжение. Когда я вошел и увидел, очутился внутри, сразу появилась положительная реакция: да, я хотел бы на этой площадке что-то поставить. Я почувствовал что-то… Это в принципе меня занимает: когда находится камерная и одновременно просторная площадка. От конкретных размеров это не всегда зависит, скорее – от всего пространства в целом. От кубатуры, от возможного соотношения сцены и зала, – от всего сразу.

Д. Х.  Я слышал, что вы больше любите камерные пространства?

А. Л.  Да, такие пространства, фактически камерные, но при этом обладающие пустотой, простором, который каким-то образом ощущается. Камерная не просто для того, предположим, чтобы артист был подан крупным планом. Эта задача сама по себе никогда меня не привлекала, актер может быть на крупном, на среднем, на общем планах – дело не в этом. Важно то, насколько само пространство склонно к игре. Может ли оно сыграть например, пустыню? Или море? Или комнату?

Д. Х.  Вас не пугало, что это пространство еще совсем новое, как говорят в театре, еще не «намолено»?

А. Л.  Нет, хотя это всегда чувствуется. Иногда бывает так, что сцена своей «намоленностью» как бы диктует свое, – если там привыкли играть определенные спектакли, в определенном ключе. И когда ты оказываешься на такой площадке, даже если это близко тебе, все равно получается так, что ты подлаживаешься, подстраиваешься под готовое. Тут этого нет.

Д. Х.  Свободы больше?

А. Л.  Да, именно свободы. Оно новое. Это как в столярной мастерской – запах нового, свежего дерева, свежесть сама по себе.

Д. Х.  А кто эти молодые люди, которые приходят к вам целой группой, что-то обсуждают измеряют сцену? Художники спектакля?

А. Л.  Да, это мои ученики, студенты ГИТИСа. Руководитель их курса – мой коллега, художник, с которым мы сделали много спектаклей – Виктор Архипов. Он позвал меня на курс год назад, чтобы я читал им основы режиссуры для расширения кругозора будущих художников. Мы пробуем вариант компанейского, коллективного творчества. Они – художники «Тартюфа».

Д. Х.  Теперь самое главное. Почему «Тартюф»?

А. Л.  Это я предложил. 

Д. Х.  Давно хотели поставить?

А. Л.  Да. У меня был большой период, когда я ставил Мольера.

Д. Х.  В Ермоловском театре?

А. Л.  И в Ермоловском тоже, там был большой спектакль. А так я много ставил Мольера студийно, на небольшой площадке. Дважды делал разные редакции «Дон Жуана», например. В крошечном пространстве, когда еще была так называемая «Свободная сцена» в театре Ермоловой. После мы перенесли его на большую сцену, но зрители сидели там прямо на сцене, так что камерность пространства сохранялась. Мольер всегда меня притягивал. Опять же своей близостью к комедии дель арте…

Д. Х.  Каким-то игровым свойством?

А. Л.  Да, именно. У Мольера это есть. Можно даже себе представить такой тип театра – под знаком Мольера. Или другой тип – под знаком Шекспира, например.

Д. Х.  В нашем случае – тип Островского, тип Чехова…

А. Л.  Да. А после тех спектаклей была большая пауза, ничего из Мольера я не делал. К «Тартюфу» я никогда не прикасался, а спектаклей видел очень много разных: и хороших, и средних, и плохих – любых. Захотелось самому попробовать.

Д. Х.  Когда речь заходит о «Тартюфе», первые два вопроса, которые всегда вертятся в голове, это «а кто такой Тартюф сегодня?» и «почему ему снова верят?». Наверное, сегодня Тартюф уже не святоша?

А. Л.  Почему, и святоша тоже. Есть такое высказывание Ильи Кабакова, когда он говорит, что любое произведение – даже не художник, а именно его произведение – ценно своими непримиримыми противоречиями. Не те, которые можно хоть как-то гармонизировать, а те, которые невозможно. Это верно и про натуру художника: если в ней нет таких противоречий, то он недостаточно остро чувствует материал. Про «Тартюфа» можно сказать то же самое – в этой пьесе есть непримиримые противоречия, присущие ей. Между священным и игровым, например. И моя задача не в том, чтобы предложить очередное примирение этих противоречий, а именно эту непримиримость вытащить наружу. Но это трудно.

Д. Х.  Говорят, что на репетициях для того, чтобы лучше раскрыть смысл той или иной сцены, вы не раз приводили в сравнение ситуацию, сложившуюся сегодня в нашем театральном сообществе. Грубо говоря, противостояние «нового» и «старого» театров. Не об этом ли спектакль?

А. Л.  Сейчас об этом не стоит говорить. Но, мне кажется, что сегодня, особенно в нашей стране, образовалось очень много точек зрения не просто различных, а воюющих друг с другом. Раньше в области театра или вообще искусства могли существовать разные взгляды, вкусы, предпочтения, но не было такой войны как сейчас. Раньше можно было легко примириться, например, фразами «я пока не все понимаю», «есть что-то сложное, что мне пока недоступно». Сейчас такой разговор стал невозможен. Сегодня если ты что-то не понимаешь, значит, ты это не принимаешь и считаешь, что этого не должно быть. Начинаются разговоры о «преступлении в отношении чего-либо» и так далее. Это очень интересный симптом, и я не берусь его исследовать, изучать глубины, которые наверняка есть. Спор этот непустяковый, серьезный, но слишком часто он ведется на взаимоуничтожение. А это уже непродуктивно. Ни авангард, ни традиция не заслуживают такого отношения как «лучше бы этого не было».

Д. Х.  Именно война или пока все же глухое неприятие?

А. Л.  Глухота, которая чревата войной. Неприятие копится, копится и вырывается после войной. Может быть, поэтому на репетициях и у меня много такого рода примеров.

Д. Х.  То есть и в вас это накопилось?

А. Л.  Да, и у меня. Но я считаю, что если говорить про культуру, то, как говорил Бахтин, тут дело в «размежевании», а не в том, чтобы отвоевывать себе лишний кусок территории. Все имеет свой резон. В том числе и актуальное искусство, которое доходит вплоть до саморазрушения. Имеет, но на своем месте, в своей «уместности». Но это только сказать легко, а на практике все очень сложно…

Д. Х.  Дело дошло до споров о том, что вообще можно называть искусством, а что нельзя. То есть до основополагающих вещей. Неужели спектакль «Тартюф» об этом? Или это просто сравнения?

А. Л.  Мне бы хотелось, чтобы это как-то проявилось. Ведь это противостояние заложено в пьесе, оно там существует. Все это очень зависит от того, под каким углом зрения смотреть. В любой по-настоящему глубокой пьесе, неважно к какому времени она принадлежит, всегда есть заряд… воспоминания о будущем. Мы читаем о том, что было тогда, но ведь оно повторяется и сегодня почти в том же виде. Но это не просто опыт, о котором можно сказать «изучено», «освоено» и поставить точку. Никакого наставления или поучения быть не должно. Оно сразу же перечеркнет это ощущение, сделает его хрестоматийным в плохом смысле.

Д. Х.  Примерно так, часто говорят о «новом театре». Театр без назидания, без поучения, а порой и намеренно без смысла, – но ощущаемый, передающий эмоцию…

А. Л.  Бывает и такое. А бывает и так, что это просто демагогия. Вот об этом и пьеса Мольера. Про некоторый идеал и умение им манипулировать. И это до сих пор вопрос непроясненный.


Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010