«Где так вольно дышит человек…»

Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Роман Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» пришел к нам в ту пору, когда чтение стало почти для всех такой же насущной потребностью, как еда и сон. И дело не в том, что произведения, буквально обрушившиеся на нас, были равнозначны и «равноталантливы»; читали за ночь, за две «Жизнь и судьбу» В. Гроссмана, «Детей Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубра» Д. Гранина, огромное количество мемуаров — читали с удивительным ощущением: вот и открылась перед нами совершенно новая жизнь, в которой уже не будет лжи и лицемерия, в которой вечные ценности и нравственные ориентиры обретут свой изначальный смысл. И это будет уже навсегда, потому что мы оказались в удивительном времени восстановления справедливости, восстановления истории литературы и культуры в полном ее объеме, без раздражающих белых пятен и умолчаний!..

Ах, эта эйфория! Как жестоко смеялась она над охваченными ею людьми в самые разные времена; как изощренно обманывала, льстила, заманивала в свои сети и… равнодушно уходила, даже не бросив прощальный взгляд назад, на оставленных, забытых, разочарованных…

Роман Юрия Домбровского пришел к нам в ту пору, когда мы не могли насытиться — глотали без разбора, не пережевывая, большими кусками, все, что услужливо подсовывала госпожа Эйфория, и - восторгались, возмущались слепоте предшествующего поколения, считая, что вот это чтение и есть начало больших перемен.

Сегодня мы перечитываем его совсем по-другому. Как, наверняка, перечитывали бы другими глазами, с другим сердцебиением и прочие книги той поры, найдись для этого время. Но что-то заставило писателя и режиссера Михаила Левитина именно сегодня обратиться к «Факультету ненужных вещей», и оказалось, что роман не просто современен, а необходим нам сегодня как серьезный нравственный ориентир, как предупреждение, как напоминание. 
В последние оттепельные дни перед Крещенскими морозами (что тоже довольно символично!) в театре «Эрмитаж» состоялась премьера сценической версии романа «Факультет ненужных вещей» — «Меня убить хотели эти суки». Михаил Левитин, очень точно, скрупулезно выстроивший пьесу по роману (из огромного произведения режиссер выбрал, фактически, лишь одну линию, линию Георгия Николаевича Зыбина), назвал спектакль первой строкой самого, быть может, пронзительного стихотворения Юрия Домбровского:

Меня убить хотели эти суки,
Но я принес с рабочего двора
Два новых навостренных топора.
По всем законам лагерной науки
Пришел, врубил и сел на дровосек…


Когда-то, несколько десятилетий назад, я услышала впервые эти строчки от Юрия Осиповича Домбровского, который прочитал их за столиком в кафе ЦДЛ и, никогда не читая глазами, запомнила не только эти начальные строки, но и весь облик необычного, искалеченного четырьмя арестами человека, в котором продолжал яростно и отчаянно биться великий и несломленный дух. В нем жила сила, которую пытались уничтожить; в нем жила огромная нравственная и культурная традиция, которой он был предан, несмотря ни на что…
И вот теперь к нам пришел спектакль Михаила Левитина — жестокий, пронзительный, мучительный, потому что все, происходящее в нем, переживаешь и проживаешь нервами, мыслями, кровью, кожей. Потому что очень вовремя обратился Левитин к роману Юрия Домбровского: в тот самый момент, когда мы снова утратили ощущение каждой человеческой жизни как высшей ценности; когда мы начисто отказались от каких бы то ни было гуманистических и культурных традиций; когда понятия справедливости, права, закона, а также милосердия, сострадания стали для нас «факультетом ненужных вещей» — хлама, вышедшего из употребления, состарившегося, обветшавшего и годящегося только на то, чтобы вытащить его на гигантскую помойку, на которой покоятся еще совсем недавние наши нравственные ценности и ориентиры.

Это уже не просто факультет — это целый университет ненужных вещей, в котором все мы получали непригодное для сегодняшнего дня образование. Многие, поняв свою неприспособленность к современной реальности, предпочли отречься от этого университета, но кто-то остался верен его наукам. Михаил Левитин не просто верен — он вопреки всему пытается продолжать служить, а не обслуживать. И, к счастью, это ему удается. Пусть ценой колоссальных нервных усилий, открытого противопоставления своей эстетики общепринятой ныне, но - удается!

Спектакль «Меня убить хотели эти суки» — живое доказательство тому.
Кто-то может упрекнуть режиссера в том, что в спектакль не вошла линия Корнилова и связанная с ней интереснейшая судьба и философия отца Андрея Куторги, что упущены какие-то важные в литературе моменты, но Левитин имел на это право — его пьеса создана как предупреждение на примере конкретной судьбы большого писателя и (простите за высокий стиль!) страдальца Юрия Осиповича Домбровского.

На редкость выразительна и трагична сценография Сергея Бархина — все действие словно заключено в стенки гигантской терки: такого, казалось бы, безобидного кухонного инвентаря. Но терка снимает слой за слоем, оставляя «ненужную сердцевину», бесполезную в приготовлении пищи. Так и здесь — она снимает слой за слоем гуманность, справедливость, честность, принципиальность, человечность, оставляя лишь условность, причастность к роду человеческому. Причем, с одинаковым рвением делает она это в руках «опытного повара» в отношении палачей и жертв — ведь и те, и другие в равной степени теряют человеческий облик, и только единицы могут противостоять предательству, низости, доносительству. Как не вспомнить здесь слова из завещания Ленина, характеризующие Сталина: «Сей повар будет готовить только острые блюда»…

Над стенками терки — синие лампочки в форме волн и надпись: «Синее море свободы», а в переднем и заднем углах сцены — наваленные горой яблоки, знаменитый алмаатинский «апорт», краснобокие, крупные, упругие, хрустящие. Время от времени персонажи будут брать их в руки, нюхать, иногда и откусывать и по зрительному залу словно пронесется аромат этих яблок — таких вкусных, таких уже забытых.

В середине сцены — стол и стул, справа — матрац на полу и на нем съежившаяся фигура заключенного Зыбина (Станислав Сухарев) — еще не получившего свой срок, покуда идет следствие, но обреченного, потому что из этих стен-терок нет и не может быть выхода ни для кого. Ни для палачей, ни для жертв.

А еще — металлические двери, множество дверей, которые словно живут собственной жизнью, открываясь и закрываясь, хлопая или бесшумно. А еще — музыка Владимира Дашкевича; незатейливая, на первый слух, но такая печальная, такая монотонно-мучительная, словно именно она ведет за собой всю цепочку сменяющихся событий. ..
Михаил Левитин рисует свой спектакль резкими и крупными мазками, рассчитывая на тех, кто роман Домбровского читал, но, несомненно, учитывая и то значительное количество зрителей (в основном, молодых), которые о нем и не ведают, но должны, обязательно должны услышать, почувствовать всю силу его предупреждения о том, к чему приводит презрение к ценности чужой жизни; как зомбируются люди пустыми и звучными лозунгами, начиная служить тому, чему служить нельзя, чему служить — величайший грех!

Следователь Роман Штерн говорит: «Преступна мысль! — это понял еще Достоевский, но после него это забыли». А зомбируются, подавляются люди именно мыслью — красиво сформулированной зачастую, но пустой, словно гнилой орех.

Тамара Долидзе (Александра Володина-Фроленкова), которая могла бы стать, быть может, неплохой актрисой, учась в ГИТИСе, избрала для себя путь неправедный — видимо, слишком сильным оказалось искушение власти над себе подобными и пример двух дядюшек. Через это же искушение проходят и молодые люди — «будильники» (Виктор Непомник, Александр Андриевич): сегодня их роль в системе весьма примитивна — не давать заключенному уснуть на стуле, пока следователь вышел «сделать вдох-выдох», но завтра!.. Ведь оно придет очень скоро, это завтра, и они будут орать, подобно Бешеному (Петр Кудряшов), материться как Хрипушин (Сергей Олексяк), мягко стелить как Мячин (Алексей Шулин)…

Надо отдать должное труппе театра «Эрмитаж». Пройдя соответствующую «прививку», все они сегодня хорошо знают и чувствуют, что такое большая литература, настоящая литература, в которой краски, используемые для обрисовки персонажей, могут быть чересчур порой яркими и жирными, но слово произносится и летит к нашим зрительским душам во всей своей ясности, определенности и чистоте. Это в равной мере относится и к тем, кто уже назван, и к неназванной еще Лине (Ирина Качуро) — красивой, загадочной, казалось бы, твердой в своих убеждениях, но уехавшей навсегда от этого страшного города и любимого человека… И даже безмолвные герои словно наполнены этим тайным значением Слова. Таков Румын (Сергей Щепачев), который воспринимается многозначно и многосмысленно: в единственном своем появлении, когда он ложится рядом с гигантским крабом, купленным Зыбиным для московской знакомой и не уснувшим вопреки ожиданиям героя, словно рыба, а обреченным на мучительную медленную смерть, он кажется душой этого краба. А в финале, когда он так же ложится на просцениуме, его начинаешь «прочитывать» как образ самого автора романа «Факультет ненужных вещей» — с такой обезоруживающе легкой и мудрой улыбкой взирает он на нас…

Но главным театральным героем спектакля становится, несомненно, Михаил Филиппов, играющий две роли — братьев, верных служителей системы, Романа Яковлевича Штерна, видного московского следователя, прототипом которого стал Лев Шейнин, и заштатного алмаатинского майора Якова Абрамовича Неймана, мечтающего развернуть в Казахстане процесс похлеще московских. 

Зная и любя Михаила Филиппова как крупного, значительного артиста, чье участие в спектакле родного ли Театра им. Вл. Маяковского, в спектаклях театра ли «Эрмитаж» всегда становится гарантом большого успеха, я и предположить не могла, что здесь он раскроется в совершенно новых, непривычных своих чертах. Во-первых, мгновенные перевоплощения Филиппова из Штерна в Неймана и наоборот до такой степени виртуозны, что заставляют вспомнить лишь единственный пример — Аркадия Исааковича Райкина, у которого доли секунды уходили на то, чтобы предстать перед публикой в совершенно ином внутреннем обличии. Михаил Филиппов ведет труднейший по плотности текста диалог братьев так, что становится трудно дышать: ни одно слово, ни малейший жест, никакое мимическое движение не пропадают в этом стремительном, ошеломляющем ритме!..

Артист создает два совершенно разных характера при одной внешности, ничего не меняя, лишь набрасывая халат или жилет: бонвиван, душа общества Роман Штерн, развлекающий на пляже группку молодежи пением «О, Баядера…» и лихим приплясыванием,
наслаждающийся из ложи (даже слова пришептывает!) диалогом персонажей пьесы «Очная ставка» в исполнении артистов МХАТа, кокетливо сообщающий о том, что «наш наркомат — самый пишущий сегодня», и - замороченный провинциальный майор, которому обязательно надо, чтобы «дело» было сшито накрепко, но не находящий для этого оснований и к финалу ощутивший тщетность не своих усилий — нет! — неправедность системы, которой он служит верой и правдой. Это ему доведется спасти Зыбина и «пробудить» от зачарованного сна влюбленную в него Мадам Смерть, кадровичку (Катя Тенета), и даже Тамару Долидзе, понявшую внезапно, что все совсем не так просто в этой жизни.

И в финале, который покажется немного идилличным, вместе с Зыбиным и Мадам Смертью Нейман будет смотреть на экран, где будут идти финальные кадры фильма Чарли Чаплина «Цирк». Единственная строчка романа, когда сотрудники ведомства сокрушаются о том, что де никак не привезут им посмотреть фильм с Чаплиным, хотя весь город уже видел, развернута Михаилом Левитиным в грандиозную метафору: в начале и в конце звучит в исполнении Елены Камбуровой песня «Чарли Чаплин» на стихи Осипа Мандельштама, а в финале перед нами предстают кадры не того советского фильма «Цирк», который смотрела тогда вся страна, повторяя строки: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!», а чаплинского — где маленький человечек, смешно вывернув ступни, уходит спиной к нам по кажущейся совершенно пустой земле.

И в таком финале особенно отчетливо слышится предупреждение режиссера Михаила Левитина. Мы все еще не знаем, насколько вольно сможем дышать завтра на опустевающей, скудеющей земле…


Фото Михаила Гутермана


Оригинал статьи


Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010