Рейтинг идеализма равен нулю

Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Валерий Семеновский — театральный критик, драматург и редактор. В журнале «Театр» работал без малого четверть века. С 2000 по 2008-й — в статусе главного редактора, возглавлял издательство «Союзтеатр» (1987 — 1990) и журнал «Московский наблюдатель» (1991 — 1998). Словом, фигура уникальная. Разговаривала Марина Заболотняя.


М. З. Как возникла необходимость писать не про театр, а для театра? Что должно сместиться внутри человека, чтобы вдруг перевернуть свою жизнь и стать зависимым от театра?

В. С. Сначала уточню: и для театра, и про театр я начал писать одновременно. Мне было15 лет. Я жил в Одессе. Мои рецензентские притязания поощряли в молодёжной газете, а драмодельские — в Музкомедии и Театре кукол (режиссёры М. Ошеровский и Ю. Гиммельфарб). Потом, лет уже 30 назад, мы с Михаилом Левитиным сочинили пьесу «Радикальное средство против безумия» (о соперничестве Оффенбаха и Эрве, автора «Мадемуазель Нитуш»), и напару исполнили её в кабинете тогдашнего директора Московской оперетты. «Смещно», — поощрил нас директор после первых же реплик. Но вскоре заснул. Когда дело дошло до убойной, по мнению авторов, арии «Вот мы, например, композиторы, пьём литрами, пьём литрами», директор вновь оживился, налил коньяку (себе) и сказал по-отечески: «Молодые люди, глумиться над классиками жанра я вам не позволю. Пока я жив». Через несколько дней он умер. Смешное и печальное — всегда рядом, одно всегда готово обернуться другим. В жизни эта амбивалентность от нас, как правило, не зависит, а в театре — должна зависеть. Если хочешь, чтобы люди театру верили. И ещё один вывод из нашего с Левитиным провала: важно, не то, что позволяют тебе, а то, что ты можешь позволить себе сам. После пятилетней паузы я вернулся к своим глумливым опереточным занятиям. Это произошло в Ленинграде, в Театре музкомедии, которым руководил Владимир Воробьёв. Спектакль назывался «Беспечный гражданин». Главную роль замечательно играл Виктор Кривонос. А с автором музыки Анатолием Затиным и режиссёром Кириллом Стрежневым, возглавившим Свердловский театр, мы ещё много чего натворили вместе.
Словом, и в молодости, и позднее пишущий о театре и пишущий для театра уживались во мне, не зная взаимных распрей. Более того. Находясь внутри процесса, рядом с теми, кто спектакль создаёт, обретаешь опыт, полезный и тогда, когда (уже в качестве критика) анализируешь чужую работу. Этот опыт укрепляет тебя в убеждении, что главная доблесть профессионального зрителя (каким обязан быть критик) — не раздавать оценки, а улавливать оттенки. Отдавать должное культуре замысла, если она есть. Спектакль может не получиться, но ты должен понять и доказательно объяснить, почему так произошло. Ведь бывает, что неудача или полуудача содержательней и перспективней безликой победы.
Что касается зависимости и независимости от театра (или от общепринятого мнения), это вопрос не профессиональной принадлежности, а человеческого самостояния. Критик ты или драматург, «делай что должно, и будь что будет».

М. З. Откуда пришла необходимость переписывать классику? Это был заказ? Или по зову души?

В. С. Я не переписываю, а интерпретирую сюжеты, ставшие хрестоматийными или бродячими. Человек академический сказал бы: работаю с архетипами. Ничего экстраординарного в этой практике нет. В ХХ веке в таком ключе работали многие: Ануй «переписал» «Антигону», Хайнер Мюллер — «Гамлета». Назову ещё Евгения Шварца, Горина… Стоит ли добавлять, что, перечисляя предшественников, я не пытаюсь примазаться к их авторитету, а только объясняю, чем занимаюсь в меру своих возможностей. Когда я пишу пьесы (точнее сказать, «представления»), отчасти продолжаю оставаться историком театра. Иногда это слишком заметно, и меня упрекают в избыточном просветительстве, культуртрегерстве. Может быть, это и впрямь изъян. Не мне судить.
Что касается «зова души», ничего не имею против, когда он совпадает с заказом. Результаты такого двуединства случались и удручающие (никогда ведь не знаешь заранее, что выйдет в результате). Но только по заказу, проще сказать, только из-за денег… этого, слава богу, со мной не случалось.

М. З. Какой вариант постановок твоих вещей на сцене более всего удовлетворил твой эстетический вкус и ощущение литературного материала?

В. С. Люблю спектакль «Бедные люди» в постановке Григория Козлова (питерский ТЮЗ). Правда, пьеса моя называется иначе: «Ловелас», и в этом — иронический посыл, для автора принципиальный. А у Григория — другой посыл и другой принцип: он не иронист, а сентименталист. Честно говоря, до сих пор жалею, что уступил своё название этим двум господам — Козлову и Достоевскому. А если без шуток, сам процесс работы (включая конфликты с режиссёром) вспоминается как творческая радость.

М. З. Есть ли разница между театром Питера и Москвы сегодня. Если нет, то была ли она прежде?

В. С. Оппозиция двух столиц, некогда плодотворная для русской культуры (Блок — Андрей Белый, Мейерхольд — Таиров и т.д.), в нашей реальности едва ощутима, инерционна. Победоносного делячества и вульгарности, разъедающей культурную почву, хватает и здесь, и там. Но всё же я сказал бы, что в Петербурге петербургского осталось больше, чем в Москве — московского. Пока ещё осталось. На театре здесь по-прежнему больше разумного эстетического консерватизма, и отношение к нему более уважительное, нежели в Москве. Москва живее, но и наглее. От критиков-оценщиков, кураторов и ревизоров искусства, там зависит многое; в Питере — не очень. Больших художественныхс событий мало и здесь, и там. Но здесь как-то более заметны люди театра, которые по-прежнему живут только театром и признают только гамбургский счёт. Мне кажется очень ценным для города присутствие в нём режиссёров среднего поколения, всерьёз испытывающих ответственность перед своей профессией, актёрами, публикой. Тот же Козлов, Дитятковский, Праудин,… они очень разные, могут ставить лучше или хуже, но им не безразлично то, что было до них, и то, что будет после них. 

М. З. Хотел бы ты снова делать серьезный журнал о театре?

В. С. Хотел бы, но это нереально.
В «Пышке», идущей на Литейном (пьеса В. Семеновского по новелле Мопассана. — Прим. ред.), есть персонаж, обозначенный как Одинокий полководец. Он говорит (и я с ним согласен): «Трудно быть полководцем без армии… Время теперь гнилое, время опять гнилое: раздолье для всякой дряни».
То, что журнал «Театр» закрыли, стало для меня болезненным ударом, но не неожиданностью: душили нас давно. Вдобавок мы были далеко не первыми жертвами циничной и безнаказанной политики нашего учредителя — Союза театральных деятелей. Г-н Калягин в газете «Культура» заверил тогда общественность: о закрытии старейшего в Европе журнала и речи быть не может, речь только о замене плохого редактора хорошим. С тех пор прошло полтора года, «Театр» ни разу не вышел, редакции не существует; ни хорошей, ни плохой. Но кто бы спросил г-на Калягина, для чего он публично солгал и, главное, для чего учинил разгром «нашего национального достояния». Именно так десять лет назад, на Форуме СТД, назвал журнал «Театр» Александр Свободин и этим вызвал дружные аплодисменты театрального сообщества. Где же они сейчас, те, кто аплодировал тогда? Очевидно, там же, где и делегаты недавнего Съезда кинематографистов.
Люди затихли, каждый — в своём углу. В самом начале прошлого десятилетия, когда мы начинали «Московский наблюдатель», и даже в самом конце 1990-х, когда возрождали «Театр», такой апатии и такого отсутствия коллегиальности в театральном сообществе не было. Чтобы сегодня начать с нуля серьёзный журнал о театре, мало иметь стремление и волю к этому. И дело вовсе не в экономическом кризисе. Это всё отговорки. Дело в том, что во всех слоях общества рейтинг идеализма равен нулю.

Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010